— Итак, какие мероприятия нас ждут в ближайшие месяцы?
— В нынешнем мире, как это ни парадоксально, при обострении всего мирового контекста — политическом обострении и противостоянии военном: и на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, в Европе, — сотрудничество между людьми в области культуры, образования, науки приобретает еще большую ценность, чем это было прежде, — говорит Михаил Ефимович. — Именно эти связи, удерживающиеся ниточки отношений между странами, становятся наиболее важными. Удается сохранить эти контакты, несмотря на серьезное сопротивление политического истеблишмента — прежде всего в европейских странах и в США, — впрочем, и там понимают, что это важные заделы на будущее.
— Так какие проекты мы можем назвать?
— Во-первых, 17 сентября в Лондоне, в тамошнем Музее науки и техники, должна открыться в высшей степени важная и, с моей точки зрения, беспрецедентная выставка «Космонавты»: она посвящена достижением нашей страны в освоении космического пространства. Директор Музея науки и техники Ян Блэтчфорд сделал очень многое за последние два с половиной года, чтобы эта выставка состоялась и была успешной. Надеюсь, в открытии примет участие Ольга Юрьевна Голодец и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, которую в Лондоне знают и ждут с особым волнением. Параллельно мы продолжаем диалог и с новым руководством Британского совета, а именно: мы ведем переговоры о возможности проведения в наших странах перекрестного Года языка и литературы: предполагаем, что в 2016-м мы проведем в Британии Год русского языка и литературы, а в России — Год английского языка и литературы. Притом что наши страны очень часто в сфере политики находились в состоянии конфронтации и противостояния по разным проблемам, не надо забывать, что, во-первых, мы были союзниками в двух великих войнах. А во-вторых, речь идет о глубинном влиянии на литературу друг друга.
— Слышал, что 7–8 сентября в Москву приедет директор музея Виктории и Альберта Мартин Рот.
— Рот сейчас затевает очень большую выставку, посвященную русским усадьбам. Кроме того, он будет почетным гостем Московского государственного университета — прочтет там лекцию. В начале сентября состоятся переговоры, связанные с коллекцией импрессионистов Сергея Ивановича Щукина, которую мы планируем показать в 2016-м в новом музейном пространстве в Булонском лесу. Понятно, что на переговорах речь пойдет о дополнительных гарантиях со стороны французской власти, чтобы эта выставка прошла без проблем — в свете санкций и суда по аресту российского имущества. С Францией мы планируем также провести год культурного туризма и наследия. Причем нас интересует въездной туризм в Россию. Еще отмечу, что 17 сентября в Гранаде должна состояться очередная мировая конференция преподавателей русского языка МАПРЯЛ — на этот раз она приурочена к Году русского языка и литературы в Испании. Излишне говорить, что под знаменами МАПРЯЛ собираются лучшие преподаватели со всего мира.
— А что нас ожидает в Москве?
— 13–14 сентября состоится форум гуманитарного сотрудничества «Евразия — Шелковый путь». Мы проводим его вместе с казахскими и китайскими коллегами. Он собирает представителей из 20 стран мира, которые как раз населяют это пространство Шелкового пути — Евразии. Вообще, несмотря на сложности в политической жизни, существенную роль стали играть разного рода семинары, посвященные двусторонним отношениям как в области культуры, так и социальной практики — скажем, совместного изучения истории. 12–13 октября в Москве пройдет выездная сессия «Потсдамских встреч» — это многолетняя конференция с участием виднейших российских и немецких политологов, она будет посвящена проблеме: нужен ли новый мирный договор для Европы? Нужно ли Хельсинки-2? Эта острая тема, кстати, привлекла австрийских и нидерландских политологов, которые тоже хотят приехать к нам. Следом за этим событием 14 октября пройдет двусторонняя конференция Фонда Аденауэра и Фонда Ельцина, тема: как нам сохранять диалог в столь непростые времена? Важно отметить, что не прекращается и гуманитарное сотрудничество в рамках СНГ.
— То есть жизнь продолжается?
— Культурные отношения развиваются, может быть, не с той степенью интенсивности, учитывая очень сложный политический контекст, но ни в коей мере эти отношения не затухают, приобретая лишь еще большую ценность. Приведу простой пример из моей «любительской» деятельности: как раз в эти дни в Москве, в Театре мюзикла, идут репетиции «Преступления и наказания», и к нам приехала команда наших коллег из Великобритании: это и художник-постановщик, и художник по свету, и специалисты, которые будут заниматься спецэффектами. Так что этот процесс естественен. Там, где рождаются совместные творческие работы, ничто не мешает людям эти замыслы осуществлять. Поэтому политические контексты могут быть сколь угодно сложными. Но культурные связи не должны быть подвержены никаким санкциям.