Увы, но, по словам Брызгалова, уже сейчас известно, что 29 музеев федерального значения (всего их 46) получили уведомление о снятии полиции с постов охраны. Надо, впрочем, отметить, что музеи регионального и муниципального значения уже с 2012 года не охраняются полицией. Теперь эта участь ждет и федеральные музейные комплексы. Так какие проблемы это за собой тянет?
Во-первых, финансовые. К примеру, Эрмитаж сейчас тратит 23 миллиона рублей в год на охрану. Уйдет полиция — будет платить около 100 миллионов на профессиональную охрану, ведь обращаться к банальным «дешевым» ЧОПам музей такого ранга просто не может. Однако очень многие музеи давным-давно пользуются услугами частных предприятий и не знают бед. Но у ЧОПов есть один немаловажный минус: они не вооружены. А судя по последним событиям, даже сам вид оружия явился бы необходимой мерой.
— Человек на входе в бронежилете, с пистолетом и резиновой дубинкой может повлиять на злоумышленника куда сильнее, чем чоповец, — поясняет генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Однажды я имела дело с ЧОПами. Проводила даже конкурсные процедуры. Как правило, выигрывает тот, кто предоставляет самую низкую цену. В итоге мы получили охранную компанию, которая работает по принципу вахтового метода. Они привозили нам сотрудников на пару недель из Смоленской, Калужской, Тверской областей, где-то в общежитиях их размещали и увозили. И эти люди получали доступ к абсолютно закрытой информации. Потом они пропадали, и в случае чего — ищи-свищи их потом. Это очень рисковая ситуация, которая ставит все музеи в уязвимое положение.
Директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин отметил еще один аспект помимо угрозы коллекциям:
— Мне как директору музея, который находится по адресу Красная площадь, д. 1, важна безопасность тех миллионов людей, которые к нам приходят. Центр столицы чрезвычайно притягателен для всевозможных провокаций. И присутствие здесь вооруженного поста полиции — это гарантия того, что мы сможем остановить и преступника, и террориста. Сам факт, что государственное вооруженное лицо стоит в том или ином месте, очень много предотвращает. Мы должны думать о безопасности не только наших фондов, но и людей, которые пришли на них посмотреть.
Тем более множество экспозиций находится в непосредственной близости с людьми, в их жилых домах — это музеи-квартиры. Такое соседство тоже несет много опасностей.
Конечно же, полиция не отстранится от музеев полностью. Функция тревожной кнопки на случай чрезвычайных ситуаций останется. Есть такие музеи, где пост вневедомственной охраны находится в одном здании с культурным заведением. К примеру, музей Шолохова в станице Вешенская. Если что-то случается, все бегут в музей — ведь только там есть кнопка и сотрудники полиции. Эта ситуация — идеальная, пост прибывает на место происшествия через пару минут. А если музей находится в удалении? И десяти минут хватит, чтобы уничтожить любое произведение искусства…
Обеспокоенность музейной общественности ясна. Альтернативу полиции придумать сложно. К тому же и финансов мало для оплаты квалифицированной охраны, и кадров подготовленных и компетентных немного. Министерству культуры остается только надеяться на Министерство внутренних дел и их разумное, снисходительное решение.