Пожалуй, чаще всего любого популярного актера зрители спрашивают о том, как он стал артистом. Не избежал этой участи и наш гость.
— Попал я в Щукинское театральное училище легко, — рассказывает Валентин Георгиевич. — Находилось оно через проходной двор от моего дома. Мне было 17 лет. Конкурс был колоссальный, где-то тысяча человек на место. В школе я занимался в драмкружке, и меня это увлекло. Трудно было в профессиональной жизни. Я себя считаю больше театральным актером, хотя на протяжении 50 лет совмещаю театр с работой в кино.
— Как вам, коренному москвичу, живется в Москве?
— По-разному. Я родился на Арбате, но жил в разных районах. В последнее время сильно поменялся контингент жителей Москвы. Теперь много приезжих, а коренных москвичей становится все меньше. Живу, приспосабливаясь к новым условиям. Но я люблю этот город.
— Вас часто ассоциируют с Портосом из фильма «Д'Артаньян и три мушкетера», словно вы не сыграли других ярких ролей. Не чувствуете обиды?
— Не я один такой. Много замечательных актеров стали жертвами популярных персонажей. Но обиды не чувствую. В этом нет ничего страшного, тем более что я в таком качестве больше не повторялся, не эксплуатировал один персонаж. «Трех мушкетеров» смотрят несколько поколений зрителей, значит, все было сделано не зря. Наверное, не надо было снимать продолжение. Мы хотели сделать лучше. Но дважды в одну реку, видимо, не входят. Ремейки всегда неудачны, но их делают все кому не лень.
— Унижена ли сегодня актерская профессия?
— Я бы так не сказал. Она изменилась с точки зрения финансового обеспечения. Мы находились в более зависимом положении. А сейчас актеры могут себе многое позволить. Но по сути актерская профессия вообще зависима. Это надо знать всем, кто идет в нее. Противопоставить этому можно только творческую индивидуальность.
— Как вы снимаете усталость и стресс?
— От публичной профессии сильно устаешь. Наверное, поэтому в нашей среде есть прецеденты, когда мои коллеги становятся наркоманами и алкоголиками. Мы же постоянно находимся на виду. Гуляешь ли ты по парку, идешь ли в магазин — всюду чувствуешь проявления внимания. У меня свои методы противодействия. Раскрывать их не буду. У каждого они индивидуальны. Кроме того, актер должен чистить свой аппарат, отдыхать. Я езжу на природу, люблю книжечку полистать. Электронные книги не воспринимаю — есть такой атавизм. Старичок! Читаю Захара Прилепина. Он интересный автор. Мне нравится то, как он анализирует исторические этапы России. В свободное время слушаю музыку. Люблю готовить и вкусно поесть. Так и релаксирую.
— Поклонницы вас одолевают?
— В какой-то момент я представлял интерес для женского пола, как и всякий симпатичный актер. Поклонницы бывают разные, некоторые пишут письма женам. Все это изъяны публичной профессии. К поклонникам надо относиться с уважением, но не допускать их близко к телу.
— С кем бы вам хотелось поработать?
— Мне повезло, я работал с легендарными мастерами театра и кино. Встреча с талантливым человеком всегда дает тонус. Интересно было бы пообщаться с Андреем Звягинцевым. Меня всегда привлекал Алексей Балабанов.
— Насколько может далеко зайти актер, играя роль?
— Актер затрачивается психологически. Почему актеры не сходят с ума? Хотя в нашей среде случается и такое. Если ты серьезно относишься к своему делу, то все время находишься на грани нормального состояния и помутнения рассудка. В этом смысле профессия у нас рисковая.
— Что, по-вашему, украшает настоящего мужчину?
— Человеческое достоинство. Оно заключается в адекватном восприятии людей. Человек не должен унижаться, пресмыкаться, и мужчина особенно. Он же кормилец. И должен брать на себя ответственность.
— Вы должны были сниматься в фильме «Главный конструктор» Юрия Кары о Сергее Королеве. Фильм готов, но почему-то никто не спешит нам его показать.
— Я должен был Брежнева играть. Меня даже утвердили на роль, но что-то не сложилось. Я ведь уже до этого дважды Брежнева сыграл. Впервые меня неожиданно пригласил Саша Аравин в картину «Последняя встреча». Я сказал ему: ты с ума сошел? Но, как ни странно, когда стали делать портретный грим, обнаружилось сходство. Так что с Брежневым я разобрался. Больше играть его не буду.
— Вас не обижало то, что вас частенько путали с Андреем Мироновым?
— В 1968 году вышел фильм «Семь стариков и одна девушка», где я снимался. И в это же время появилась «Бриллиантовая рука» с Андреем Мироновым. Мы с ним учились в одном институте, он чуть постарше. И почему-то после появления этих картин нас стали путать. Мы же внешне совсем разные. Но это довольно долго продолжалось.
— Какими качествами должен обладать актер?
— Прежде всего это одержимость. Лично я не могу без этого, хоть застрелите. Недостаточно, посмотрев какой-то сериал, решить, что ты хочешь стать звездой. Надо этим заболеть. Только тогда из тебя что-то получится. Я был сильно увлечен своей будущей профессией. Я в ней 50 лет и дослужился до народного артиста. Но каждый раз, появляясь на экране и на сцене, сдаю экзамен. В этом ужас нашей профессии. И так до самой могилы с артистом происходит. Постоянно находишься в подвешенном состоянии: получишь «пятерку» или нет.
— У актеров то густо, то пусто. Какой период у вас?
— Я не жалуюсь на отсутствие работы. Играю в антрепризных спектаклях. Завтра у меня первый съемочный день в картине «Хайвей». Будем работать в Москве. Это фильм в комедийно-криминальном жанре в стиле Тарантино и Гая Ричи. У меня роль народного артиста, ужасного циника.