Выставка «Антарктида», подготовленная известным художником Александром Пономаревым и молодым британским искусствоведом и философом Надимом Самманом, — самая увлекательная из трех премьер. Ведь это не просто рассказ о шестом континенте, открытом русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в 1820 году, а предложение по проведению первой антарктической биеннале. Идея почти фантастическая, ведь Антарктида до сих пор остается самым неосвоенным континентом планеты, не заселенным людьми, и к тому же самым холодным и высоким материком Земли, не принадлежащим ни одному государству. Потому, очевидно, она так и завораживает моряка-художника Пономарева и других авторов, поддержавших инициативу.
В ММАМ художники из разных стран представили что-то вроде научной лаборатории. Среди фотографий исторических исследовательских экспедиций можно найти 15 прозрачных ящиков-кофров, в которых заключены идеи художников по преобразованию Антарктиды. Одни авторы (в основном иностранцы) представляют вполне осуществимые идеи, другие (в большинстве своем русские) — проекты-утопии. Так, художник Сергей Скуратов вообразил спутник Антарктиды: искусственный плавающий остров, представляющий собой гигантскую линзу. Назначение у искусственного спутника шестого материка может быть самым разным — и исследовательский центр, и развлекательный туристический лайнер, и плавающая тюрьма для особо опасных преступников, и военная база. Впрочем, для Скуратова этот проект — метафора идеальной коммуникации, прыжок за пределы обыденного, создание параллельного мира… Другой участник антарктической выставки — Хью Бротон — предлагает проект исследовательской базы, где учтены все нюансы комфорта для человека, в то же время напоминающей космический корабль…
Вместе проекты художников рисуют будущее шестого континента — и кто знает, возможно, они станут реальностью, ведь история знает немало примеров, когда фантастические идеи художников, писателей или кинематографистов воплощались в жизнь. Одна идея уже воплощена в жизнь — это «Павильон Антарктиды» в Венеции, работающий уже второй год. Это единственный наднациональный павильон города на воде, открытие которого стало одним из самых ярких событий 14-й Архитектурной биеннале.
От коллективной зарисовки будущего Южного полюса — к коллективному фотопортрету прошлого России. Иначе архивную выставку казанской фотогруппы «Тасма» и не назовешь. Объединение возникло в середине 1970-х годов в противовес массовому увлечению фотографией 1960-х, породившему волну салонных фотовыставок. «Тасму» возглавил фоторепортер Владимир Богданов, с подачи которого группа переросла в целую школу. Ее отличительной чертой стал яркий социальный репортаж. Фотографам «Тасмы» (а это Борис Давыдов, Владимир Зотов, Ляля Кузнецова, Риф Якупов, Валерий Михайлов, Юрий Филимонов и многие другие) удалось создать яркий портрет своего времени — точнее даже, автопортрет. Здесь и сельские гармонисты из 70-х, когда молодежь еще не покидала массово деревни, и портреты стремительно нарождавшихся в 80-е представителей субкультур, и митинги 90-х…
Современный же коллективный портрет рисует другая выставка — художника Ивана Лунгина, сына известного режиссера. Проект «Ничего личного» открывает гигантское панно, на котором изображены сотни людей, но со спины. Таким образом автор обезличивает своих героев, показывает массу, толпу. Рядом со странным портретом — стена, из которой торчат мраморные плитки, на каждой высечено одно и то же слово: «жил». Возможность домыслить индивидуальный портрет каждого персонажа автор оставляет зрителю.
Выставки организованы при поддержке ОАО «НОВАТЭК» и Renault.