«Мы впервые выбрались в чистое поле, — рассказал MegaБиту продюсер фестиваля Андрей Клюкин, — когда меня впервые сюда привезли, и я увидел, что здесь ничего, кроме этого поля, нет, засомневался, стоит ли затевать тут фестиваль. Узнав же, что тут снимали старый знаменитый фильм, сразу сказал: окей, мы остаемся, я олдскульный человек и очень люблю это кино». Тему удачно обыграли: большую сцену торжественно назвали «ДК им. Дынина» (вторую, правда, «Белым кроликом», неожиданно вспомнив совсем другое произведение — «Алиса в Стране чудес»), разрисовали ее пионерами с горнами, а в перерывах между выступлениями запускали в записи песни из детских советских фильмов. Эти забавные композиции поднимали гостям настроение в дождь, уже ставший традицией «Дикой мяты», которую организаторам не удалось нарушить, даже перебравшись южнее и поглубже в лето, на берег реки Оки. Впрочем, публика уже привыкла и героически встретила непогоду: народу в третий, финальный день фестиваля, когда на поле было уже не только дождливо, но и холодно, было не меньше, чем в первый, и, к слову, значительно больше, чем в прошлом году, порадовавшем людей после ливня в начале опен-эйра солнцем в оставшиеся два дня. Ночью самые стрессоустойчивые прятались по палаткам, а любители комфорта добегали до теплых домиков (в 10 минутах ходьбы от поля располагалось несколько турбаз и домов отдыха).
Были, однако, и такие герои, которые, несмотря на буйство стихии, оставались на ночные кинопоказы: в этом году на «Мяте» крутили фильмы про Джими Хендрикса, «ливерпульскую четверку», The White Stripes и одну из самых интересных авангардных картин прошлого года про болезненную страсть к музыке — «Одержимость», заработавшую два «Оскара» и букет других наград. Днем же эстетам показывали и театральную программу: увертюру «The Trip Show» постановщика шоу и мюзиклов в России и Испании Егора Курделло, автора саундтреков ко многим европейским фильмам, записавшего также несколько совместных опусов с Питером Гэбриэлом. Гости «Дикой мяты» увидели сокращенную версию шоу, в которой Курделло объединил музыкальные и танцевальные номера в исполнении звезды топовых лондонских мюзиклов Йена Карлайла, гитариста-виртуоза Дэмиана Салазара из Аргентины и других известных артистов. Пластическую постановку-аллегорию с символичным для дождливой «Мяты» названием «Eau» («Вода») показал «Живой!театр», к тому же на поле высадился целый «десант» уличных актеров-волшебников, каждый из которых приготовил свое мини-шоу. И все-таки по законам жанра музыкального опен-эйра основное внимание публики досталось группам и исполнителям, выходившим на сцену со своими сетами. Клюкин предусмотрительно не стал называть «главными» и «самыми ожидаемыми» никого из них, заявив, что не знает, «где взорвется бомба». В итоге от количества этих «взрывов» и, как следствие, переизбытка эмоций у слушателей вполне могло разорваться сердце.
Через «Калинов мост» — по местам рок-н-ролльной славы
На главной сцене «Дикой мяты» в этот раз произошло эпохальное событие: впервые за долгие годы «Калинов мост» отыграл специальную программу, полностью состоящую из песен со своего первого студийного альбома «Выворотень», с которого начался славный путь группы. В большом интервью «МК» Андрей Клюкин признался, что, разбирая старые пластинки, наткнулся на эту работу и, переслушав ее, решил предложить Дмитрию Ревякину вспомнить именно ее. К тому же оказалось, что в этом году — 25 лет с момента создания альбома. И музыкант согласился. «Чувствуете, как ветер завывает сильно», — прошептал он, выйдя на площадку, и все поле замерло так, что можно было услышать тишину, а по коже пробежались мурашки. «Калинов мост» — те еще шаманы, передающие через свою музыку настоящий сибирский дух. «Выворотень» многие слушатели и критики считают самой сильной пластинкой Ревякина, в которой мощно проявляются языческие мотивы (исчезнувшие из творчества группы после 2000 года, когда Дмитрий обратился к православию), а корневые традиции и слова, больше похожие на древние заговоры, чем на тексты песен, соединяются с объемным рок-звучанием. Есть в ней и вещи, похожие по размаху на настоящие эпосы, и светлые лирические, и философские композиции, и песни-плачи. Ощущение того, что, слушая эти вещи, переносишься в другое время, на много веков назад, только усиливается, когда смотришь на солиста, похожего на былинного героя.
Вспомнить былое и поностальгировать вместе с публикой решил также Борис Гребенщиков. Каждый концерт «Аквариума» — явление непредсказуемое: мистификатор БГ, который любит оплетать самого себя мифами и загадывать поклонникам загадки, никогда заранее не рассказывает, что их ждет на очередном его выступлении. Да и когда ждать следующего и ждать ли — тоже никто не знает. В 2013 году по СМИ разлетелся слух, что «Аквариум» прекращает существование, но оказалось, кто-то просто со страху переврал слова Бориса Борисовича, заявившего о том, что он уходит из медийного пространства. С тех пор «гуру» не общается с журналистами, но, к радости фанатов, продолжает баловать их выходами на сцену. С ними он, кажется, открыт и дружелюбен. «Как же я рад видеть вас, любимые мои», — улыбался музыкант ликующей «дикомятной» (как прозвали ее сами артисты) публике. Поддержав коллегу Ревякина, Гребенщиков тоже решил пройтись по всем своим раритетам, многие из которых уже долго не звучали на концертах. Среди них песня группы «Зоопарк» тридцатилетней давности «Растафара» (Натти Дрэда), «Государыня», «Древнерусская тоска», «Господу видней» и другие нетленки. Вспоминая прошлое, Гребенщиков, однако, не собирался нагонять на публику тоску. «Попели, поплакали, теперь пора и поплясать», — сказал БГ и завершил концерт бодрым набором танцевальных композиций в духе песни «Стаканы» с залихватским припевом «ну-ка, мечи стаканы на стол!». В результате все и остались «пьяны» от музыки.
Череду «ностальгических» сетов завершила своим выступлением «Мельница», песни которой про героев, сказочных всадников и других странных существ, как доказала команда всей историей своего существования, близки не только реконструкторам с толкиенистами, но также более широкой публике. Хелависе с ее группой выпала честь закрывать фестиваль, и толпа мокрых, замерзших, но радостных слушателей от души наплясались под любимые хиты многолетней выдержки.
Горячая кровь под холодным дождем
По-настоящему жарко вопреки природным условиям становилось гостям на выступлениях певцов и певиц родом из более теплых стран, например на концерте группы из солнечной Молдавии Zdob Si Zdub, чья музыка веселит и бодрит, как молодое вино. Солист Роман Ягупов со товарищи сводят с ума поклонников гремучей смесью из рока, балканской и румынской этники, джангла и элементов огромного количества стилей, которыми умело «жонглируют». Хотя внешне ребят как будто «заморозили» и прекрасная половина публики до сих пор смотрит на них влюбленными глазами, в прошлом году команде исполнилось 20 лет (в связи с чем MegaБит лично встречался осенью с ее лидером). Впрочем, по поводу солидного по сценическим меркам возраста ее участники не переживают, находятся в отличной форме, продолжают экспериментировать, снимать клипы, записывать новые песни, путешествовать с концертами по миру и снова становятся жестче по звучанию. Ягупов скакал по площадке как заводной, испугал поклонников композицией, по его словам, призывающей дождь, рассмешил народной молдавской «песней от бабушки», а в финале выступления спрыгнул со сцены, чтобы пожать руки фанатам, стоящим в первом ряду.
Теплый прием устроили слушателям и грузинские музыканты. Публику согрели своими песнями Mgzavrebi, которые в прошлом году стали неожиданными хедлайнерами «Дикой мяты» (их выступление потом называли самым запоминающимся), и лучистая дива Нино Катамадзе, устроившая публике сумасшедшее звуковое шоу под сияющими, вращающимися шарами. Казалось, голос Нино прорезает воздух и пространство на несколько сот метров: хотя певица выступала на площадке «Белый кролик», дистанцированной от сцены «ДК им. Дынина», ее яркие вокализы были слышны и там. В жизни Катамадзе — такая же заводная, как и на своих концертах. Встретив за сценой подругу и вокалистку группы «Дети Picasso» Гаю Арутюнян, Нино, казалось, задушит ее в объятиях. Подружки на пресс-конференции радостно делились новостями не только с журналистами, но и друг с другом. «Представляешь, мы записали альбом по системе краудфайндинг, когда поклонники помогают артистам и спонсируют создание их работ», — рассказывала Гая. Нино в ответ удивлялась: «Надо же! Настоящий профсоюз! А что?! «Профессиональный союз» — так это и называется во всех странах!»
Радовалась солистка «Детей Picasso», команды, основанной ею вместе с братом Кареном Арутюняном, и возвращению их коллектива на сцену. Появившись в свое время на столичных площадках, он привлек к себе большое внимание российской публики, а потом, начав гастролировать, — и зарубежной. В 2007 году Гая и Карен переехали в Будапешт, где активно занялись проектом Wattican Punk Ballet, но не так давно приняли решение снова вернуться к «Детям» и своим корням: творчество группы построено на интерпретации армянского фольклора. Камбэк удался, во время выступления «Детей Picasso» на «Дикой мяте» поклонники, казалось, вот-вот выскочат на сцену и станут отрываться на ней вместе с любимцами. В конце выступления фанатов ждал сюрприз: Гая неожиданно исполнила венгерскую народную песню о птице, тоскующей по родине. Певица рассказала «MegaБиту», почему она вдруг решила вставить венгерскую композицию в программу из армянских и какие впечатления у нее остались от фестиваля.
— Эта песня для меня очень символична. Как ни парадоксально, будучи территориально оторванной от своих корней, держаться их удается еще сильнее, еще острее необходимость доносить до слушателей свои национальные мотивы, развивать их, передавать им эти ощущения.
— Какие главные выводы вы сделали для себя после концерта?
— Вам покажется это странным, но мы отметили для себя не очень явный, но очень мощный нюанс. Фестиваль масштаба «Дикой мяты» способен воспитывать вкусы аудитории, и я вам объясню почему. В России очень сильна генетическая память подпольных мероприятий, когда происходит что-то настоящее, запрещенное, в непонятном подвале, в квартире, на чердаке, без звука, света, аппаратуры, без удобств, зато когда все вместе, рядом, бок о бок… Это людей объединяло и вдохновляло, поэтому, мне кажется, аудитория в российских городах терпела отсутствие на фестивалях какой-либо инфраструктуры, достаточно было того, что играет живая музыка. В Европе же на российский фестиваль «N» образца 2006 года, а именно тогда мы играли на фесте в последний раз, просто не пошли бы люди, не стали бы платить за билеты. На «Дикой мяте» мы были поражены изменениями! Сейчас это фестиваль высокого европейского уровня с четко выверенным расписанием, выполнением всех договоренностей, с просторными гримерными, с предоставленным по райдеру оборудованием, высококлассным техперсоналом, светом, звуком, отличной едой, санузлами, питьевой водой, парковками, палаточным городом, чудесной ярмаркой и великолепным лайн-апом. Продумано было все, включая спецпомещения для пресс-конференций и автограф-сессий. Организовать все это в одном месте — титанический труд, подобный построению города в городе. За это низкий поклон Андрею Клюкину и его команде.
— Все ли на сцене получилось у вас, как хотелось бы?
— В целом да. Мы довольны. Вообще-то фестиваль — это не самое стратегически верное место для реюниона, потому что большое скопление прекрасных групп на квадратный метр не позволяет сосредоточить фокус аудитории на одном событии. Скорее это был «предреюнион», проверка боем, закидывание удочки, чтобы понять, как прозвучит наш новый состав на фестивальной площадке, ведь после того, как мы собрались вновь, год назад мы играли только сольные концерты в камерных залах, перед сидячей аудиторией. Но очень скоро мы объявим даты и место презентации нашего нового альбома в России, а также празднования 15-летия группы — это уже будет большой сольный концерт-возвращение в городе, откуда мы вышли.
— Вы выступаете на многочисленных европейских фестивалях. В чем их главное отличие от российских?
— 10 лет мы играем на европейских фестивалях самого разного толка от Англии до Италии. Все происходит на контрактной основе, и если одна из сторон не соблюдает пунктов договоренностей без уважительной причины, подкрепленной справками, то штраф, неустойка и попадание в черный лист становится прекрасным уроком для «расслабленных и просветленных». Если говорить о крупных фестах, то, предположим, на пятидневном фестивале в Центральной Европе численность аудитории может достигать 480–500 тысяч людей. Количество сцен под тентами и под открытым небом — несколько десятков, количество ресторанов и баров бесконечное. Есть также развлекательные центры и детские программы для молодых семей, а также летние кинотеатры, театры, супермаркеты и магазины, также, как правило, по всей территории проложены резиновые тропинки на случай дождя, организованы пункты продаж дождевиков, аренда велосипедов и скутеров, камеры хранения, центры психологической помощи и даже загс. Что интересно, на такой огромной территории вы не встретите ни одного полицейского в форме: чтобы не смущать гостей фестиваля, охрана патрулирует в гражданском. Это приятно. Соответственно, лайн-ап удовлетворяет вкусы всех слоев публики. И очень важная деталь: на таком фестивале наряду с суперзвездами с гонорарами с 5–6 ноликами выступают совсем юные неизвестные группы, для них есть отдельные сцены и время — так организаторы поддерживают азарт молодых.
Израильский Мик Джаггер и реггей каталонского разлива
«Дикая мята» славится тем, что на ее сценах выступают не только мастодонты различных жанров, которые уже завоевали любовь российской публики, но и команды, еще ей не известные, но тем не менее набравшие вес на родине и за рубежом. В этом году гости опен-эйра смогли сделать для себя несколько открытий. Первое — международный бэнд из Барселоны Microguagua, играющий реггей на каталонский манер. Ямайские мотивы в сочетании с европейскими манерами придают их музыке особый колорит. И если Илья Лагутенко, например, знакомит публику на своем фестивале V-Rox с непривычным для слуха русского человека азиатским роком, то на «Мяте» людям предоставили возможность оценить, что такое реггей на испанском языке. Группа интересна и тем, что все ее участники, хотя и живут в Барселоне, родом из разных стран: в составе двое аргентинцев, музыкант из Милана, парагваец и двое каталонцев. Они уже успели записать три ярких альбома и прославиться в Испании, а теперь сделали и большой шаг вперед на пути покорения российской аудитории.
Удивила публику и израильская команда Cut Out Club, в которой играют совсем молодые ребята, как будто попавшие на современную сцену из легендарного рок-н-ролльного прошлого 60–70-х годов, с бэк-вокалисткой, похожей на Жанну Агузарову, и солистом Ницаном, по точному наблюдению Андрея Клюкина, очень напоминающим молодого Мика Джаггера своими манерами, жестами и сумасшедшей энергетикой. При этом то, что делают ребята, не выглядит как копирование западной рок-классики, а звучит самобытно. «Спасибо за сравнение, — улыбался «МК» за сценой Ницан, — на самом деле на наше творчество повлияла не только музыка 60–70-х, но в большей степени даже 80-х годов. Это касается не только рок-н-ролла, но и других жанров. Все мы в группе слушаем очень разную музыку, впитываем ее в себя как губка и потом под впечатлением от прослушанного и на волне собственных идей создаем свои песни».
Еще одними гостями из Тель-Авива стала группа Sun Tailor, смешивающая в композициях ненавязчивое инди с роком, едва заметными этническими нотками и альтернативными ходами. «Мы, как и Cut Out Club, приехали на фестиваль благодаря поддержке посольства Израиля, — рассказывает лидер коллектива Арнон Наор, — мне кажется, сейчас рок-н-ролльная, инди-сцена и другие музыкальные направления активно развиваются не только у нас, но и в других странах, и все это резонирует с происходящим в мире и обществе. У слушателей есть возможность открыть для себя много интересных команд, да и мы, музыканты, знакомимся, общаемся между собой и иногда придумываем любопытные коллаборации».
Ночные «инопланетные» гости
Особую атмосферу создавали выступления чуть до или сильно после полуночи на сцене «Белый кролик». С наступлением темноты на площадку выпускали музыкантов, которые, кажется, своими песнями порождают особую реальность и не просто отыгрывают концерты, а совершают перед публикой оккультные ритуалы. Сибирский дуэт битмейкера-дизайнера Антона Кремаренко и певицы-флейтистки Наташи Шиловой Zimne выдает аутентичный трип-хоп с текстами на русском, которые так вплетаются в музыкальную канву, что звучат как слова на придуманном, неведомом языке. Их название — выдуманное наречие, которое, по словам артистов, обозначает «нечто прохладное и зимнее». Странное имя они дали и своей дебютной пластинке, выпущенной в 2013 году, — «Сигналы из хосписа». Что только не происходит в головах у творческих личностей!
Свою историю рассказывают песнями и музыканты из Белоруссии Irdorath, которые выступают в причудливых этнических одеждах и используют для игры раритетные инструменты, названия которых и выговорить сложно: дудельзак, раушупфайф, диджериду, бузуки. Их композиции — притчи о героических походах и мрачные легенды, наложенные на средневековые мелодии.
Одним из главных и самых ярких ночных героев стала группа Tequilajazzz, которая в этом году впервые за 5 лет снова собралась на сцене (до фестиваля музыканты отыграли большие концерты в Москве и Питере в рамках юбилейной программы «150 планетарных колец»). Впереди у команды еще много фестивалей и сольных концертов в различных городах России и других стран. На «Дикой мяте» музыканты исполнили и хиты, и редкие песни. Лидер группы Евгений Федоров рассказал «MegaБиту», что изменилось за те годы, которые они не выходила на сцену, и как соотносятся метафорические композиции с реальностью.
— Все люди меняются, как и прочие вещи во Вселенной. Главное, что изменилось, — обстановка в обществе, во всем мире, но в России самым кардинальным образом. Мы вдруг осознали, что многие наши песни, да почти все, обрели к этому моменту абсолютно новое звучание — не в акустическом смысле. Мы уверены, что именно сейчас они особенно необходимы как один из способов удержать развитие энтропии и кажущееся неминуемым приближение катастрофы.
— А какие тенденции вы наблюдаете на современной российской сцене?
— Появилось много талантливейших артистов, имена которых никогда скорее всего не будут известны широкой аудитории, ибо ее внимание чаще всего приковано к фигурам из глубокого прошлого — в их же случае часто наблюдаются откровенная творческая деградация и постыдный конформизм.
— Tequilajazzz — одна из редких групп, создававшая свою, особую реальность, микрокосмос. Как вам удавалось при этом абстрагироваться от реальности «бытовой», того, что происходило в стране, в обществе?
— Мы никогда не абстрагировались, более того, нередко говорили со сцены довольно непопулярные тогда вещи, в последнее время они все либо потеряли смысл, либо оказались выдавленными на маргинальные территории.
— Тем не менее, судя по количеству поклонников, пришедших на ваше выступление на «Дикой мяте», есть люди, которые все же прислушиваются к вашим словам и вашему творчеству. Успехов!
***
«Высказаться» и выразить себя на фестивале могут не только ставшие легендарными российские, зарубежные команды, группы, популярные за рубежом и неизвестные у нас, но также те, кто стоит еще в самом начале пути, делая при этом самобытную, качественную музыку. Коктейлем из ска, реггей, джаза и заводного рок-н-ролла в духе Red Hot Chili Peppers порадовали слушателей Ze’Bros Band, в один из дней на сцене «Белый кролик» выступал молодой выходец из телеконкурса «Голос» Пьер Эдель. Там же прошел и концерт фаворитов «MegaБита» с фестиваля «Индюшата», где состоялось первое выступление группы Shakti Loka, недавно выпустившей первый альбом «Знаете?». Музыканты поделились с «МК» впечатлениями:
— «Дикая мята» отличается своим особенным стилем, тонким и деликатным. Во-первых, это очень красивое место, где шапки деревьев прячут закаты. Во-вторых, это невероятно приятная и очаровательная публика, которая открыто принимает и чувствует музыку вне зависимости от именитости групп. Многие фестивали выстроены по принципу «имен». И люди, как правило, идут в первую очередь на эти имена, а когда зачастую приезжает какой-то большой западный артист и перед ним ставят на разогрев менее известную команду, хотя это совершенно не значит, что она хуже, публика приходит непосредственно к выступлению звезды. Здесь же для организаторов фестиваля и слушателей на первом месте стоит именно музыка, и расписание было выстроено таким образом, что не чувствовалось особой разницы между звездами и новыми артистами, хотя, безусловно, драматургия фестиваля была спланирована очень тонко.
***
Вся восьмилетняя история «Дикой мяты» — о том, что у интересной талантливой музыки не бывает границ, форматных рамок, а также есть пытливая интеллектуальная публика, умеющая находить такую музыку вне теле- и радиоротаций, на просторах фестивалей, Интернета и во многочисленных клубах. Так что, так или иначе, у слушателей всегда есть выбор, песни какой группы добавить в свой плейлист, а у музыкантов — по какому творческому пути пойти и каким способом найти свою аудиторию.