Херб Ритц родом из Лос-Анджелеса из состоятельной семьи мебельного магната. Началась его фотокарьера на заправке... Там он встретил парня в джинсах и дешевой футболке, которого уговорил попозировать. После этого кадра Голливуд сразу признал в модели звезду Ричарда Гира, а в Ритце — талантливого фотографа. Ему открыли двери в лучшие издательства, такие как Vogue, Harper's Bazaar и Esquire.
Как передать на фотобумаге струящийся шелк черного платья? Как воплотить чувство неисчерпаемого удовольствия от солнечного света? Как воссоздать полное упоение от обливания водой? Все это есть среди сотни черно-белых фотографий Ритца. Здесь и кадр с неуловимым образом Мадонны, ради которого фотограф заставил певицу часами бегать по пляжу. Актриса Николь Кидман игриво приподнимает футболку, обнажая грудь. Рок-звезда Дэвид Боуи заряжает танцем в причудливых шароварах. Король поп музыки Майкл Джексон в кожаном костюме цвета леопарда предстает перед зрителем пай-мальчиком. Легенда американского кино Джек Николсон корчит мордашки с очаровательно-зловещей улыбкой в образе Джокера.
Чувствуется, что на съемочной площадке царила атмосфера взаимопонимания, позволяющая героям полностью раскрепоститься - иначе такие пронзительные кадры сделать невозможно. Это подтверждает работа Ритца с Элизабет Тейлор. Актриса не побоялась появиться со шрамом на голове после того, как ей удалили опухоль мозга.
Такое же доверие Ритцу удалось завоевать и у непубличных людей. Как-то раз он решил сменить студийный свет на солнечный и уехал в Африку. Женщины из местных племен охотно позировали ему. Хоть снимков не много — большую часть на выставке отвели снимкам знаменитостей — все они получились глубокие и остроумные. Он мастерски передал шоколадную кожу африканок, горячее дуновение знойного дня и песок пустыни.
- Выставку назвали «На свету» потому, что фотограф не работал с цветом, выбирая исключительно черно-белые тона, - рассказывает «МК» куратор МАММ Анна Зайцева. - При этом все строится на тонкости передачи фактуры и рельефности изображения. Свет приобрел для него ключевое значение. Это основной инструмент Ритца. Все его фотографии безумно тактильные. Например, вы смотрите на кожу Мадонны и чувствуете все, включая мельчайших пор. Это заслуга работы со светом.
Экспозиция удивляет техниками и жанрами. Есть все: от завораживающих платинотипий до среднеформатных серебряно-желатиновых отпечатков; от портретов в жанре «ню» до колоритных африканских фоторепортажей. Такое разнообразие говорит о любви автора к искусству не только Ренессанса, но и ХХ века. Плененный строгостью работ немецкого фотографа Герберта Листа, Ритц тщательно выбирал свет и ракурс, а деталям отводил особое внимание.
Стратегический партнер Музея: MasterCard