— Фестиваль будет короче на два дня, — рассказал Михалков. — С гостями тоже проблема, как и в прошлом году, с момента введения санкций. Нас обрезают, с нами ведут борьбу. Мои товарищи говорят мне: «Ты же понимаешь сам. Буду с картиной запускаться…». Это давление американской индустрии. Я бы призвал все наши СМИ к консолидации. Когда мы собираем на фестивале турецкое, курдское и армянское кино — это гремучая смесь. Но фестиваль не политика, а кино. И он дает возможность почувствовать дыхание мирового кинематографа.
Следом Никита Сергеевич призвал не чувствовать себя ущербными:
— Мы все время пытаемся надувать щеки, быть как взрослые, как Канны. А мы ведь самодостаточны, чтобы испытывать удовольствие от того, что делаем сами, и приглашать тех наших друзей, кто это удовольствие может с нами разделить.
Обозреватель «МК» напомнил Никите Сергеевичу, как год назад, закрывая 36-й ММКФ, тот говорил, что приложит усилия, чтобы помочь украинскому режиссеру из Симферополя Олегу Сенцову выйти из российской тюрьмы.
— Я не могу прыгнуть выше головы, — ответил Михалков. — Я посылал запрос по поводу Олега Сенцова. Но ты им говоришь: «Отпустите, он талантливый художник». А тебе отвечают: «Он террорист». Я и Кшиштоф Занусси просили за Олега Сенцова. Может быть, не мытьем, так катаньем сможем чего-то достичь. Но пока натыкаемся на отказы.
Кто-то из коллег поинтересовался: «Легко ли быть Михалковым?». И вот ответ:
— Раньше я думал, что быть легко, а стать трудно. А потом выяснилось, что и стать трудно, и быть трудно.
Михалков говорил о том, что для нас важна стабильность, а отечественному кинематографу важно вернуть своего зрителя. Его картина «Солнечный удар» в ближайшее время примет участие в Шанхайском кинофестивале, где, кстати, председательствовать в жюри будет Андрей Звягинцев.
— В старом мире, в Европе, кино теряет позиции, — сказал режиссер. — Оно есть там, где есть проблемы. Кого интересует серьезное обсуждение кино про однополые браки? Мы наталкиваемся на проблемы сытых. А вот у латиноамериканского кино есть будущее. Что же касается «Солнечного удара» в Шанхае, то иллюзий я не питаю. Этот фильм не для ярко выраженной коммунистической страны.
Сам Михалков поехать в Шанхай не сможет — слишком много дел на собственном фестивале. В завершение разговора Михалков призвал всех радоваться:
— Сколько красивых женщин и мужчин чистят перья, чтобы пройтись по красной дорожке ММКФ! А приедет Кассель или нет — какое это имеет значение? Радуйтесь тому, что имеете, тому, что нет войны.