Главную награду жюри под руководством продюсера Игоря Толстунова присудило 16-минутной картине «Настя» Кирилла Плетнева, основанной на реальной истории почтальона из Нижегородской области. В 2011 году она похитила пенсионные деньги и отправилась с возлюбленным в «большое плавание». В фильме эта красавица модельной внешности оказалась в полицейском участке, где и разыгрываются женские драмы. Картина не претендует на поиски нового киноязыка, зато отличается яркими актерскими работами Анны Уколовой и Инги Оболдиной. Кирилл Плетнев и сам хороший актер, игравший в МХТ и Театре.doc. У него порядка 70 киноролей и солидная фильмография от «Попа» до «Комедии строгого режима». Но режиссерские наклонности не давали покоя. Кирилл трижды подавал свои работы на конкурс «Кинотавра», и только теперь его картину взяли, да еще присудили главный приз. Более того, экспертное жюри продюсеров отметило его новый проект « Х Factor» на питчинге. Радости было! Кирилл объявил на весь мир, что рядом с ним любимая женщина (а это дочка «небесной ласточки» Ии Нинидзе — актриса Нино Нинидзе).
Многое на «Кинотавре» рождается из короткометражек. Один из самых ожидаемых фильмов нынешнего фестиваля — «Тряпичный союз» Михаила Местецкого. Дебютант в большом кино, он уже завоевывал награды в короткометражном конкурсе, а с одним из членов жюри Николаем Куликовым написал сценарий фильм «Легенда №17». События в «Тряпичном союзе» происходят в конце 90-х — начале 2000-х. Подросток из приличной семьи знакомится с раскованными парнями, создавшими странную организацию, чтобы изменить этот мир. Камертон фильма для Местецкого — история про художника Филонова, пытавшегося создать картину такой силы, чтобы она могла висеть на стене без гвоздя. Кинорежиссер Сергей Лобан, автор культовых в киносреде «Пыли» и «Шапито-шоу», значится в титрах продюсером. Именно он порекомендовал сценарий, и сколько бы авторы картины ни говорили, что Лобан присоединился к работе в момент, когда завершился монтаж, на ментальном уровне его присутствие ощутимо.
А в партере Зимнего театра, во время показа последовавшего за «Тряпичным союзом», в волосах одной актрисы обнаружили гигантского черного жука. Люди вскочили с мест, с ужасом смотрели на «чудовище». Так начинался показ мрачноватой новогодней комедии «Страна 03» Василия Сигарева. Название не означает службу спасения под номером 03, хотя такое сравнение вертится на языке, поскольку происходящее в нашей жизни — фатальный абсурд и иногда настоящий дурдом. Художником по костюмам на картине работала Надежда Васильева, вдова Алексея Балабанова. А его любимый артист — не артист (бизнесмен, волею судеб ставший актером) Александр Мосин на мгновение появляется у Сигарева в костюме из «Я тоже хочу» Балабанова, чтобы разобраться с клиентом девушки по вызову. В сценарии так и написано: человек в костюме из «Я тоже хочу». Многих удивило появление актеров Владимира Симонова и Инны Чуриковой в фильме Сигарева, тем более что Чуриковой пришлось произносить нецензурные слова. Зритель увидит запиканную версию, вычищенную от мата. При упоминании имени режиссера все хотели работать, а после знакомства со сценарием не всем хватало смелости. Инна Чурикова сразу согласилась. Актеры говорили Сигареву: «Нас в сериалы перестанут приглашать, если мы будем у вас сниматься». И таких было много. Яна Троянова сыграла необычную для себя роль отмороженной девушки Лены. Она бесконечно едет, да все никак не доедет на улицу Торфорезов, попадая в невероятные ситуации. «Продюсер Сергей Сельянов говорил, что роль Лены неинтересная. Мне в ней было некомфортно, я ревела. Быть отмороженной скучно. Это такой листочек на ветру. Мне лет-то немало, а героиня молодая. Вася придумал мне щеки, добавившие инфантилизма. На морозе они замерзали и походили на яблочко». Сигарев говорит, что снял «Анти-Елки». «Страну 03» отправляли на Каннский кинофестиваль, в Карловы Вары и Венецию. Но, как говорят авторы проекта, фекальной темы все боятся.
Зато наши кинематографисты не страшатся ничего, лихо отработали кладбищенскую тематику. Местецкий использовал на могильных памятниках фотографии своих родственников. Кого же еще? Кто бы на такое согласился? Еще дальше пошли авторы виртуозной страшилки «Парень с нашего кладбища» дебютанты братья Чижиковы. Одного из них продюсер Сергей Сельянов приглядел опять-таки благодаря короткометражке. Ради фильма выстроили сказочное кладбище с вполне конкретной бандитской аллеей, способной соперничать с известной екатеринбургской. А «наш человек в Голливуде» Игорь Жижикин не побоялся появиться на надгробной плите и «воскреснуть» в образе призрака.
Актеры и режиссеры приезжали на фестиваль с кратким визитом. Их и приглашали только на четыре дня. Кто-то сам оплачивал свое дальнейшее пребывание, а кто-то успевал лишь выйти на сцену в день премьеры, молча постоять перед микрофоном, а утром улетал. Так было с Иваном Янковским, воплотившим интеллигентскую составляющую «Тряпичного союза», Агриппиной Стекловой, исполнившей едва ли не лучшую женскую роль в картине «Инсайт» Александра Котта — медработницы, ставшей мнимой женой слепого пациента. Но было ощущение, что она еще вернется на «Кинотавр» за наградой.
Иван Вырыпаев приехал в Сочи на два дня с картиной «Спасение», снятой в Тибете. Роль католической монахини сыграла театральная художница Полина Гришина. Ее собственное детство прошло в православном монастыре, где отец расписывал храмы. Вырыпаев снимал не про религию: «Бог — заезженная вещь, им спекулируют. Бог — это личный опыт. Наш фильм о коммуникации. Уже хватит искусства! Заниматься им в театре и кино мне неинтересно. У нас нет времени на это, мы на пороге катастрофы. Мы можем исчезнуть как вид. Все заняты войнами и не следят за экологией. Главное, что там, в Донбассе, а то, что происходит в Арктике, никому не интересно. Власть и деньги скоро нельзя будет использовать, если не будет решена проблема коммуникации. Раньше я думал, что духовность — что-то сакральное, далекое, а это то, как ты общаешься с женой, как ешь и пьешь, можешь ли ты позволить себе иметь собственное мнение».