Хотя в самом начале церемонии открытия «устами младенца» с экрана кинематографистам было сказано: «Вы должны быть готовы к тому, что ваше кино будет никому не нужно, кроме вас». Шутка, конечно, но не лишенная оснований.
Молодые режиссеры и актеры, участвующие в конкурсе «Кинотавра», практически не известны широкой аудитории. Хотя по итогам прошлого фестиваля все не так печально: из 14 фильмов конкурса 9 появились в прокате. Другое дело, что единицы могут увидеть современное российское кино, если, конечно, это не блокбастер.
Спасение – еще и телевизор, о чем свидетельствовала звездная дорожка. С фурором прошли по ней Наташа Королева, Юрий Стоянов, Максим Аверин и режиссер Дмитрий Астрахан, ставший фантастически популярным после начала актерской карьеры и особенно после картины «Высоцкий. Спасибо, что живой». Дмитрий прилетел в Сочи на один день, чтобы представить открывший фестиваль фильм «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, где сыграл русскоязычного журналиста из Таллина. Собственно его герой и пригласил в Эстонию ленинградского коллегу, за образом которого угадывается фигура будущего писателя Сергея Довлатова.
Нарезка картин-участниц произвела весьма монотонное впечатление. Зал оживился только на фрагменте картины «Про любовь» Анны Меликян, где герой Владимира Машкова спросил у секретарши: «Грудь у тебя настоящая? Раз уж я об этом каждый раз думаю, когда тебя вижу, решил спросить». Получив утвердительный ответ, попросил: «Покажи!». Экспрессивная, надо заметить, сцена.
Ведущим торжественной церемонии совсем уж неожиданно стал певец и солист группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев. Он, правда, напомнил о своей причастности к кино, когда в молодые годы в ресторане «Центральный» участвовал в массовке фильма «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Ближе к полуночи Сергей Мазаев задавал фестивальный ритм, выступая на пляже во время банкета. И так практически до утра.
В первый же день президент «Кинотавра» Александр Роднянский вручил и первую награду - кинорежиссеру Вадиму Абдрашитову за гражданскую и художественную бескомпромиссность. В ответном слове лауреат заметил: «Не знаю, что сказать насчет бескомпромиссности. Принцип в том, что я делаю то, что интересно мне и то, что волнует меня. И, как показывает жизнь, это становится интересно и зрителям. Я дружу с теми, кого уважаю и люблю. Приятно получить награду на этом фестивале, с которым лично у меня многое связано. Вы только подумайте, это же первый фестиваль второй четверти века! А это немало».
Призы – дело приятное, но остается открытым вопрос, почему у нас не снимают лучшие режиссеры, почему не имеют возможности найти деньги под свои проекты? А у Абдрашитова есть, как минимум два интереснейших замысла. Сколько раз я уговаривала его поделиться ими с читателями. Глядишь, и спонсор найдется. Но Абдрашитов считает преждевременным разговоры о планах. При том, что сегодня снимают все, кому не лень.
Отборщики «Кинотавра» отсмотрели 81 фильм, чтобы отобрать в конкурс 14. И, как верно заметил Сергей Мазаев, больше такого изобилия не будет, поскольку Минкульт сократил финансирование кинопроектов. Значит, можно уповать только на независимое кино, которое будет жить вопреки обстоятельствам. К примеру, на церемонии открытия мне удалось встретить бизнесмена Александра Мосина, которого открыл нам как актера Алексей Балабанов. Он его и заразил кинематографом. Теперь Александр приехал представлять на кинорынке свой режиссерский проект «Картина маслом», снятый самостоятельно с участием американской стороны и без какой либо поддержки со стороны государства.
Председатель жюри главного конкурса – кинорежиссер Алексей Учитель сказал: «Мы будем добрыми, будем ценить талант, хотим плакать и переживать на ваших картинах». А вот участников конкурса он просил не переживать, поскольку вердикт жюри – это всего лишь мнение восьмерых. Но сам Алексей Учитель впадал в такое отчаяние, когда не получал главных сочинских призов, даже покидал фестиваль преждевременно. И таких случаев много. Прославленные наши мастера – люди эмоциональные, разузнав заранее, что наград не получат, расстроенные уезжали домой раньше срока. «Кинотавр» - это всякий раз жизненные драмы для его участников.
Читайте материал "Андрей Смоляков на "Кинотавре": Высказывать прилюдно свое мнение странно"