Почетную «Пальмовую ветвь» за вклад в кино получила французский режиссер и сценарист Аньес Варда, что были известно заранее. Впервые в истории Каннского фестиваля в этой номинации представлена женщина. Награду ей вручила не менее легендарная Джейн Биркин. Эти дамы - целая эпоха в истории мирового кино. А вот дальше пошли сюрпризы.
Приз за лучшую женскую роль вопреки всем прогнозам получает не Кейт Бланшетт, а ее партнерша по фильму «Кэрол» американского режиссера Тодда Хейнса - Руни Мара. Эта картина шла в лидерах, ей предрекали главный приз. Такие «горячие» темы, как лесбийская любовь, традиционно вызывают ажиотаж в среде киноманов. Бланшетт – неровная актриса, но очень талантливая. У нее случаются неудачи, но в случае с «Кэрол» это совсем не так. Здесь у нее бенефисная роль, которую она и сыграла подобающим образом. Тем не менее, Бланшетт ничего не получила. А 30-летняя Руни Мара, выходящая на передовые рубежи своей карьеры, поделит награду с французской актрисой Эмманюэль Берко, сыгравшей в картине «Мой король» Майвенн. Вот уж действительно: мой бог! И не потому, что Берко плоха. Слишком уж убог для Каннов фильм, в котором она снялась вместе с Венсаном Касселем. Оба они вынуждены разыгрывать мыльные страсти.
Французский актер Венсан Линдон из картины «Закон рынка» Стефана Бризе получает «Пальму» за лучшую мужскую роль. И это справедливо. Прекрасный актер, прекрасная роль и фильм, который не все сразу оценили, очень точно сделан. «Закон рынка» Стефана Бриз рассказывает о среднестатистическом французе, который работает в супермаркете. Жизнь лишена даже маленьких радостей. Дома его ждет уставшая жена и страдающий ДЦП сын. Будучи охранником, герой Линдона вынужден «сдавать» начальству своих же коллег, когда те пытаются нарушить трудовой распорядок.
За сценарий жюри отметило фильм «Хроники» работающего в США мексиканского режиссера Мишеля Франко, который рассказывает о трудовых буднях медбрата, ухаживающего за людьми, чьи дни сочтены.
Приз за режиссуру получил тайваньский классик Хоу Сяо Сянь за фантастически красивый исторический фильм «Убийца», события которого происходят в Китае IX века. Даже не знаю, кто бы еще мог снять такое дивное зрелище, где люди парят как птицы. Сплошные затаившиеся тигры и крадущиеся драконы. Виртуозное владение профессией и оставляющий зрителя равнодушным фильм.
Гран-при получил венгерский режиссер Ласло Немеш за картину об Освенциме «Сын Саула». Она сразу же стала выбиваться из общего ряда, поскольку сделана минималистичными средствами, на крупных планах и несколько театрально. Это чистый эксперимент, настоящее авторское кино, к тому же представляющее кинематографию, почти исчезнувшую с фестивальной карты.
Черная комедия «Лобстер» греческого режиссера Йоргоса Латимоса отмечена Призом жюри. Главную роль одиночки, которому срочно требуется найти подругу жизни, иначе он превратится в морского обитателя, сыграл Колин Фаррелл. Лихая поначалу картина во второй половине сбавила обороты, трансформировалось в однообразную демонстрацию человеческой неадекватности. Тем не менее, это один из самых ярких конкурсных фильмов.
«Золотая пальмовая ветвь» присуждена фильму «Дипан» французского режиссера Жака Одиара – одному из самых сильных в конкурсе. Тем не менее, «Золото» ей мало кто прогнозировал. Фильм, что называется на злобу дня – о мигрантах, заполонивших Францию. Они – источник опасности и нестабильности. Псевдосемья из Шри-Ланки перебирается в поисках лучшей доли во Францию. Прошлое этих людей чудовищно. Тамильский борец за независимость своей родины Дипан с нуля налаживает жизнь на чужбине. Он честно трудится, делит крышу с чужой женщиной и чужой для них обоих девочкой. Все думают, что они - семья. В фильме снимались непрофессиональные актеры, они – сама жизнь. Как и фильм «Закон рынка», картина Одиара – срез того, что происходит во Франции и Европе в целом. Не замечать того, что происходит, может разве что слепец. И сделано это не как агитка, хотя и в скупой эстетике, где нет места избыточности, мощно проявленной в некоторых конкурсных фильмах. Метафоричный фильм «Молодость» Паоло Соррентино, не получивший в Каннах ничего, кажется, и не мог понравиться братьям Коэнам. Потому как это совсем другое кино.