Начнем со знаменитого писателя, чье творчество и судьба окутаны мистикой, — с Булгакова. Обратимся к рукописи, которая не горит, — «Мастеру и Маргарите», где сплелись советское атеистическое время и история Понтия Пилата с его жестокостью и святостью.
Напомним принцип нашего гадания: открываем 16-ю страницу издания — ведь сегодня 16 мая. Выбираем 5-ю строчку сверху, так как май — пятый месяц календаря, а Булгаков первым отвечает на наш вопрос. Формулируем классику задачу:
— Михаил Афанасьевич, рассудите, где граница между небесным и мирским, может ли религия вмешиваться в светскую жизнь? Должна ли? И почему вера, которая должна поднимать человека, доводит его до жестокости? Или православные активисты стали последним оплотом морали в мире масскульта?
Вопросец не из легких — болезненный. Что же ответит писатель? Итак, открываем «Мастера и Маргариту», читаем:
«— Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? — спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз.
— Нет, вы не ослышались, — учтиво ответил Берлиоз, — именно это я и говорил.
— Ах, как интересно! — воскликнул иностранец.
«А какого черта ему надо?» — подумал Бездомный и нахмурился.
— А вы соглашались с вашим собеседником? — осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.
— На все сто! — подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально».
Вот это номер! Булгаков выдает знаменитый диалог Воланда с Иваном Бездомным, который, как вы помните, заканчивается утверждением странного «иностранца»: «Просто он существовал, и больше ничего. (…) И доказательств никаких не требуется».
Вопрос был сложен — ответ не проще, развернутое резюме есть весь роман, полезно перечитать.
А что скажет известный поэт, публицист и историк середины ХIХ века, исследователь социально-политической и экономической истории России и Украины Николай Костомаров? Обратимся к его самому масштабному труду — «Русской истории в жизнеописаниях ее деятелей». Открываем том второй, раз так сложилось, что историк держит ответ вторым. Идем по проверенной схеме: 16-я страница, 5-я строчка снизу. Читаем:
«Они, при своей просьбе, послали перечень разных утеснений, которые терпели русские в Польше и Литве, указывали, что повсюду отнимают у православных церкви, тянут в суды православных под разными предлогами, отдаляют их от цеховых ремесел, сажают в тюрьмы и бьют священников; жаловались, что православные дети вырастают без крещения, люди живут без венчания и отходят от мира без исповеди и св. причащения.
Просьба эта не имела никаких последствий, и казаки, под начальством гетмана Жмайла, стали расправляться сами собою: ворвались в Киев, убили киевского войта Федора Ходыку за ревность к Унии; ограбили католический монастырь, убили в нем священника и отправили к московскому царю посольство с просьбою принять Козаков под свое покровительство. Этого не хотели им простить поляки, и коронный гетман Станислав Конецпольский получил повеление укротить Козаков оружием».
И снова попадание в тему. Загадочно. Полярно. Полемично. Реалистично. Есть над чем поразмыслить.
В следующем выпуске обратимся к Иосифу Бродскому, чье 75-летие выпадает на 24 мая. Присылайте свои вопросы поэту на редакционную почту info@mk.ru. С пометкой «литературное гадание».
Гадание по Столыпину и Стругацкому: когда закончится кризис?
Гадание по Гоголю: как дальше жить