Однако дирекция фестиваля решила слегка шокировать публику, представив социальную драму из жизни трудных подростков «С высоко поднятой головой» Эмманюэль Берко. Может быть, поэтому над Каннами не полыхали долго огни салюта, не гудели корабли в знак приветствия главному кинособытию года. Все было буднично и скромно. Понять дирекцию фестиваля можно. Европа и Франция пережили очередной непростой год с террористическими атаками на известное издание, беспорядками в крупных городах, часто спровоцированными вот такими подростками. Зачем же делать вид, что все хорошо и празднично?
Вообще-то фильм Берко следовало перевести, как «Поднятый хвост», но наши прокатчики выбрали более звучное название. Однажды фильм «Ветер, который качает ячмень» британского классика и мастера социальной драмы Кена Лоуча переиначили в более благозвучный «вереск», не имевший ни малейшего отношения к сути фильма.
Режиссер Эмманюэль Берко сняла свою картину как раз в духе Лоуча. Трудного подростка сыграл молодой актер Род Парадо, пожалуй, слишком однообразно, на одной ноте. Нашли его буквально на пороге школы, где он курил, не подозревая, что совсем скоро станет сниматься в кино с самой Денев и откроет Каннский кинофестиваль. Главный герой мучается сам и мучает других. С ним бессильна сделать хоть что-то еще молодая мать, за него сражаются социальные службы и ювенальная юстиция, сама Катрин Денев, сыгравшая роль судьи, которая тут больше, чем просто судья - она главная воспитательница и спасительница. Ее улыбка озарит жизнь подростка. Именно к ней он придет, чтобы показать своего новорожденного ребенка. В общем, история про очередные «сладкие 16», всего один год жизни молодого человека от 16 к 17.
Катрин Денев – смелая актриса. Свой возраст она принимает если уж не с благодарностью, то с умом, понимая, что ее года – ее богатство. Она редкая актриса в своей возрастной категории, которая остается востребованной самыми разными режиссерами мира. Она сильно изменилась. Сразу не поймешь, то ли это достижения врачебной косметологии, то ли нечто, происходящее помимо желания.
Одну из ключевых ролей в воспитании подростка сыграл герой Бенуа Мажимеля, который в свои сорок стал удивительно похож на Шона Пенна. Он возмужал со времен «Пианистки» Ханеке, в 2001 году потрясшей Канны. Снимался за прошедшие годы не так уж много и заметно, но вот теперь появился совсем в новом качестве, и как знать, может это новый старт в его актерской карьере.
Для самой Берко это отчасти биографическая история. Ее дядя трудился в таком образовательном центре по работе с подростками. И она сама, будучи девочкой, бывала в лагере для них. Кстати, одна из героинь буквально спасла своей любовью трудного подростка, сделав то, с чем не могла справиться целая армада взрослых воспитателей. Может быть, этот образ тоже отчасти биографический.
В день открытия фестиваля прессе показали конкурсный фильм «Сказка сказок» итальянского режиссера Маттео Гарроне, который многим запомнился прежде всего как обличитель итальянской мафии в картине «Гоммора». И вдруг сказочная реальность, замки, короли и принцессы, диковинные животные. Даже русский медведь станцевал «Ладушки» под руководством дрессировщика, говорящего с экрана на чисто русском языке без акцента. Повеселил наш Миша королевский двор.
В этом мрачном царстве достаточно съесть сердце гигантского ящера, чтобы понести дитя. Мексикано-американской актрисе Сальме Хайек выпала честь пожирания мяса эпохи динозавров. Она и родит сына-альбиноса. Да даже постоять рядом с котлом, где варится сердце ящера, достаточно, чтобы на свет появился еще один альбинос с белесыми ресницами.
Здесь старуха кормит обвислой грудью другую, и та становится очаровательной девицей, возлюбленной красавца в исполнении Венсан Касселя. Он, бедняга, не подозревая ни о чем, долго томился под дверью воображаемой красотки, облизывал ее палец, просунутый в дверную щель. А потом узнал, что ласкал старуху. В определенный час, когда по канату над пропастью пройдет гимнаст, его избранница вновь обретет сморщенную плоть и сбежит, подобно Золушке, с бала.
Маттео Гарроне причудливо и завораживающе интерпретировал сказки итальянского автора 17 века Джамбаттиста Базиле, из которого вышли братья Гримм и Шарль Перро.
На следующий после официального открытия день стартует и вторая конкурсная программа «Особый взгляд», в которой представлены имена не хуже, чем в основном конкурсе. Ее жюри возглавила актриса, режиссер и продюсер Изабелла Росселлини, не так давно изумившая многих своим «Зеленым порно» о сексуальной жизни насекомых, где она сама в наивных костюмах изображала самцов всякого рода крылатых и бескрылых существ. Изабелла – дочь двух киногениев: итальянского режиссера Роберто Росселлини и актрисы Ингрид Бергман, чье божественное лицо стало символом нынешнего фестиваля. Огромный постер с ее изображением смотрит на нас с главного фестивального зала, носящего имя братьев Люмьер. Об Ингрид Бергман только и говорили все члены жюри во главе с братьями Джоэлем и Итаном Коэнами на традиционной конференции в день открытия фестиваля. Под ее портретом все особенно прочувствовали ту ответственность, которая на них возложена.
Откроется «Особый взгляд» картиной «Красная фасоль» японского режиссера, опять таки женщины, Наоми Кавасэ.
ЦИФРЫ КАНН
■ 20 000 000 евро — бюджет Каннского кинофестиваля.
■ 20 000 евро — стоимость изготовления главного приза фестиваля, «Золотой пальмовой ветви», состоящей из девяти листьев на золотом стебле.
■ 2 человека — братья Итан и Джоэл Коэны, возглавившие жюри этого года. Причем у каждого из них свой голос.
■ 150 кг — столько весит центральная афиша фестиваля размером 11х24 метра, которую разместили над Дворцом кинофестиваля 12 рабочих.
■ 60 метров — длина красной ковровой дорожки. Ее меняют два раза в день, чтобы она сохраняла свой первозданный цвет.
■ 4500 аккредитованных журналистов.
■ 39 000 евро стоит шикарная ночь в отеле Majestic с личным бассейном.