МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Русские привезут на Венецианскую биеннале святилище и пыточную

Проекты России — в обзоре «МК»

Считаные дни остаются до старта 56-й Венецианской биеннале — международного арт-форума, который раз в два года превращает город на воде в живой музей. Художники со всего мира приезжают сюда, чтобы, как говорится, и себя показать и на других посмотреть. Выставки в национальных павильонах, где каждая страна представляет свой проект, участвующий в гонке за «Золотой лев», — только малая часть биеннале. Вне конкурса показывается много больше: от основного проекта, где в едином контексте представляют авторов из разных стран, до всевозможных вернисажей по всему городу. Какие проекты представят Россию на влиятельном арт-фестивале 9 мая, узнал «МК».

Фото: Мария Москвичева

Зеленый павильон

Главный проект России покажут в национальном павильоне, построенном Алексеем Щусевым в садах Джардини более ста лет назад. Архитектор первоначально покрасил построенное здание в зеленый цвет, но позже его перекрасили. Концептуалист Ирина Нахова, представляющая Россию на 56-й биеннале, решила вернуть исторический облик щусевскому шедевру. Такой шаг напрямую связан с концепцией ее проекта, получившего с легкой руки куратора Маргариты Тупицыной название «Зеленый павильон». Тотальная инсталляция, которую более полугода готовит там Ирина Нахова, будет перекликаться с «Красным павильоном» Ильи Кабакова, в 1993 году выставленном рядом с щусевским павильоном и завоевавшим «Золотой лев». Сейчас «Красный павильон» можно увидеть в Эрмитаже: тотальная инсталляция представляет собой вагон, с одной стороны к которому (на входе) пристроена ведущая в небо лестница, с другой (на выходе) — мусор, а внутри — соцреалистические холсты и парадная музыка. «Красный вагон» вошел в историю искусства как яркий образ необыкновенной и пугающей страны с ее утопическими стремлениями и руинами сталинской культуры. Очевидно, что «Зеленый павильон» будет претендовать на те же глубину и масштабность, которые принесли успех работе Кабакова, созданной сразу после распада СССР. Ирина Нахова — по логике вещей — должна обратиться к образу современной Россию. Однако детали проекта держатся в строжайшем секрете.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Ирина Нахова — дочь филолога-классика Исая Нахова, выпускница Московского полиграфического института, представитель школы московского концептуализма, профессор Детройтского университета. Именно Нахова, а отнюдь не Кабаков, создала первую тотальную инсталляцию, превратив собственную квартиру на Малой Грузинской в арт-пространство. В 1983 году она перекрасила стены в белый цвет и оклеила все — от пола до потолка — вырезками из журналов и прожила так 10 дней. Позже она не раз повторяла сей концептуальный и духовный опыт — в разных цветах. С 1989 года Нахова живет в США, но часто бывает в России. В 2011-м впервые была представлена ретроспектива Наховой, в 2013-м она стала лауреатом премии Кандинского в главной номинации — «проект года», тогда же было принято решение, что она представит Россию на Венецианской биеннале. Ирина Нахова станет первой женщиной, выставляющейся в национальном павильоне.

Фото: предоставлено галереей триумф

Наряд оппозиции

В основном проекте, который готовит куратор биеннале Окви Энвезор, будут участвовать две российские художницы — Ольга Чернышева (Москва) и Наталья Першина-Якиманская, известная также как Глюкля (Петербург). Всего на главной выставке арт-форума, которая пройдет в Центральном павильоне в садах Джардини, свои работы представят 136 авторов из 53 стран мира. Проект — как и вся биеннале — получил название «Все будущее мира» (All The World’s Futures). Он будет разделен на три части: «Живучесть. Об эпической долговечности», «Сад беспорядка» и «Капитал. Чтение вживую». Ольга Чернышева намерена представить на выставке свою графику, сделанную углем. В отдельном зале она собирается создать «тихую среду». Ольга Чернышева — из тех художников, кто избегает провокаций. Напротив, она обращает внимание на мелкие детали в окружающей реальности (далекой от виртуальности): спящего в метро бомжа, пейзаж за окном поезда, прогуливающегося по улице человека в зверином промо-костюме. Глюкля, известная своими перформансами и концептуальными работами с тканями, готовит для основного проекта видео «Крылья мигрантов» (2011) — фильм из серии проектов под общим названием «Утопический профсоюз безработных», исследующий границу между художественным миром и миром мигрантов, — и инсталляцию из платьев и лозунгов, отсылающих зрителя к событиям на Болотной площади.

Фото: предоставлено галереей триумф

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Ольга Чернышева — выпускница ВГИКа и академии Beeldende Kunst — известна работами в разных жанрах — от масляной живописи и графики до фотографии и видеоарта. В своем творчестве Чернышева постоянно обращается к сценам из повседневной жизни и общечеловеческим вопросам.

Наталья Першина-Якиманская окончила Мухинское училище (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица). Вместе с Ольгой Егоровой (Цаплей) они пытались продавать расписанные Глюклей ткани, но бизнес не заладился, и тогда девушки решили применить и ткани, и собственные тела во благо современного искусства и в 1995 году объединились в группу «Фабрика найденных одежд». В 2014-м Глюкля и Цапля официально «развелись» — последние несколько лет они уже работали как самостоятельные художники.

Воцерковленный Facebook

Россия отметится в Венеции не только в национальном павильоне, но и в параллельной программе. Среди них проект молодой, но уже обласканной славой группы Recycle (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), который представляет Московский музей современного искусства, а курирует британец Джеймс Патнэм, известный своим умением сочетать древность и современность. Блохин и Кузнецов готовят тотальную инсталляцию CONVERSION в действующей церкви св. Антонина (VII век). Место проведения имеет ключевое значение, ведь художники создают внутри руины святилище XXI века. Центром инсталляции станет гигантский «крест» в форме буквы F, украшающей иконку Facebook. Остальное пространство святилища займут скульптуры и барельефы «неоапостолов» (проповедников новых технологий вроде Марка Цукерберга и Стива Джобса) и деревянные «останки» Ноева ковчега, в фрагментах которого найдутся знакомые иконки приложений. «Этот проект говорит о сегодняшнем дне и виртуальном мире, который хочет обладать теми же качествами, что и реальный. Мы пытаемся создать артефакты этого мира», — объясняют авторы идею. Попав в храм, зритель будто перенесется в будущее и увидит то, что может остаться от нашей эпохи и к чему потомки, должно быть, будут относиться так же, как мы относимся к реликвиям в старинной церкви.

Инсталляция группы Recycle CONVERSION. Фото: Андрей Лосев предоставлено recycle group

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Андрей Блохин (род. 1987, Краснодар) и Георгий Кузнецов (род. 1985, Ставрополь) объединились в группу RECYCLE в 2006 году и вскоре стали заметной силой в арт-сообществе. В 2010-м Recycle Group получила премию Кандинского в номинации «молодой художник». Работы Блохина и Кузнецова отличают ироничный подход к понятию «современность», обращение к вечным темам и использование нетрадиционных материалов — полиуретан, силикон, пластмасса и др.

Пыточная в соляных складах

Известная группа AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес), представлявшая Россию на 52-й Венецианской биеннале, тоже отметится в параллельной программе. Проект «001. Inverso Mundus» («001. Перевернутый мир») художники представят (при поддержке галереи «Триумф») в историческом комплексе XV века «Соляные склады» (Magazzini del Sale), что на набережной канала Джудекка. Там «аесы» разместят гигантский экран (35–40 метров в длину), где будет показываться эпическое и утопическое видео, которое, однако, целиком видно не будет. «Зрители будут «вилять» мимо экрана и подсматривать за миром, где происходят эти события», — уточнил Лев Евзович. А события эти связаны с абсурдными сюжетами позднего Средневековья и Возрождения, но предстают сценами современной обыденности. В полуторачасовом сюжете семиканальной панорамной видеоинсталляции все на гране абсурда: ухоженные прекрасные уборщики заваливают улицы мусором, женщины-инквизиторы пытают мужчин на дыбе в стиле ИКЕА, а дети и старики сражаются в боях без правил. Перед зрителями предстанет мир, где «химеры — домашние питомцы, а Апокалипсис — развлечение».

Проект AES+F «001. Перевернутый мир». Фото: предоставлено галереей триумф

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский объединились в арт-группу в 1987 году, а в 1995-м к ним присоединился фотограф Владимир Фридкес — из инициалов авторов сложилось название. На сегодняшний день это один из самых известных российских коллективов на международной арт-сцене. Всемирная известность пришла к художникам после участия в 52-й Венецианской биеннале, хотя и до того художники активно выставлялись как за границей, так и на родине. В том же 2007 году «аесы» стали участниками Стамбульской биеннале, а их ретроспективу показали в Русском музее.

Стеклянная готика

В рамках параллельной программы свой проект представит и Эрмитаж, созданный совместно со студией «Беренго». Выставка «Glasstress 2015 Gotika» откроется в палаццо Кавалли-Франкетти. Проект должен проиллюстрировать, «насколько глубоко средневековые идеи и методы коммуникации вкрались в современное сознание технического и духовного прогресса и влияют на современное общество», говорится в релизе проекта. Связь современности и готики будет показана как с помощью старинных работ из муранского стекла из собрания Эрмитажа, так и с помощью произведений современных художников, специально подготовленных к открытию в студии «Беренго» (Мурано, Венеция). В проекте принимают участие более пятидесяти художников из 20 стран мира. Среди них Илья и Эмилия Кабаковы, Джек и Динос Чепмены, Вим Дельвуа.

Фото: предоставлено галереей триумф

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах