В документальном конкурсе «Движение. Жизнь», а оценивает его жюри во главе с документалистом Иваном Твердовским-ст., представлена картина «Варя» Алены Полуниной. Она, конечно, давно не новичок в кино, не ищет простых путей. На этот раз Алена отправилась в Украину, чтобы снимать про гражданскую войну на Донбассе, но повстречала учительницу математики из Москвы, и сняла в итоге совсем другое кино. Варя – далеко не юная женщина, принимавшая участие в митингах на Болотной и марше мира в поддержку Украины. Теперь она объезжает своих друзей из соцсетей. Увиденное описывает в фейсбуке или лично, в Москве, на специально организованной встрече в своей квартире. Где во всем этом сама Аленина Полунина, не очень понятно, хотя глупо требовать от режиссера совсем уж прямых ответов. Но в прежних ее работах таких лакун не возникало.
Никита Сутырин – тоже молодой кинематографист со стажем. Он отправился в Северную Корею, где и снял картину «Россия чучхе». Получилось интересное путешествие в российское самосознание, основанное на стереотипах. В Пхеньяне наши соотечественники заказывают в ателье френчи, фуражки, становятся совсем уж похожими на жителей КНДР, хотя и без этого мы страшно близки друг к другу. Сделан фильм без стеба, но с нежной иронией.
«#Комунарусижитьхорошо» (именно так, в одно слово с решеткой вначале — на манер все тех же соцсетей) Саши Горчилина — документальные зарисовки, сделанные по ходу подготовки к спектаклю Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» по поэме Некрасова. Подобно актерам Льва Додина, собиравшим много лет назад впечатления о деревне перед созданием выдающегося спектакля МДТ «Братья и сестры» по прозе Федора Абрамова, молодые и отвязные артисты «Гоголь-центра» отправились в путешествие по матушке России, чтобы выяснить, кому живется весело, вольготно на Руси. В январе фильм с таким же названием представляла на Роттердамском кинофестивале наша соотечественница Любовь Матюнина. Она тоже беседовала с разными людьми, чтобы что-то понять про путинскую Россию. Ученики Кирилла Серебренникова оказались никудышными исследователями исконной русской жизни. Их следовало бы всей деревней, где они снимали, проучить, чтобы не выпендривались. Только сам Серебренников беседует с сельскими людьми с уважением, без приколов. Кое-кто из омских зрителей быстренько покинула зал, сказав, что не может смотреть, как высмеивают людей. В Омске Саша Горчилин вместе с режиссером Валерией Гай Германикой представлял еще и картину «Да и да». Вот там он был на месте.
Пестрый основной конкурс составлен из разнокалиберного кино, в котором много самовыражения и оторванности от жизни, свойственной студенческим опусам. Но кое-что ценное тоже имеется. В одной программе оказались документальные, игровые и даже телевизионные картины. Причем, нигде до этого не засвеченные. Оценивало их жюри под руководством Карена Шахназарова.
Наталия Мещанинова, не так давно дебютировавшая картиной «Комбинат «Надежда», представила две серии многосерийного фильма «Красные браслеты». Его действие происходит в больнице, где от серьезных недугов лечат детей и подростков. Получилось не просто очень качественное кино, но и человеческая история, что особенно важно в потоке смутных поисков неведомо чего, свойственного молодому кино во все времена, а сейчас в особенности. Взрослый и уже не дебютант Михаил Косырев-Нестеров, снявший на Кубе в 2008 году прекрасную картину «Океан», которую на «Кинотавре» просто просмотрели, вновь оказался в обойме начинающих. В Омск он приехал с российско-французской лентой «Поездка к матери». Михаил рассказывал, как долго ждал главного героя. Им оказался выпускник ВГИКа Артем Алексеев – актер фактурный, с выразительным лицом, но совсем не тот, кого требовалось ждать годы. Пару ему составила Адель Экзаркопулос, звезда фильма «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша. В 2013 году, когда начались съемки «Поездки к матери», она была никому не известной актрисой, и вместе с продюсером Анастасией Ковтун выбирала туалеты к предстоящему Каннскому фестивалю, не догадываясь о той славе, которая на нее вскоре обрушится. Это потом она уже стала нарасхват. У Адель – феноменальная киногения, достаточно одного только ее присутствия в кадре. Приметил ее задолго до Кешиша Сергей Соловьев, когда задумал снимать в так и не состоявшейся картине «Елизавета и Клодиль». «Это бомба!» — говорил он про Адель.
В «Поездке к матери», прекрасно снятой оператором Олегом Лукичевым (вместе они работали в картине «Океан»), режиссер, пожалуй, перестарался с несчастьями, которые наваливаются одно на другое. Тут, что называется, все умерли в один день. Героиня Адель живет во Франции, а ее брат по матери - в России. Они встретятся, когда их мамы, давно переехавшей в Прованс и оставившей сына на родине, не станет. С экрана звучит до боли знакомый голос, но что-то мешает поверить, что он принадлежит Маргарите Тереховой. Она давно не снимается, нигде не появляется, поскольку серьезно больна. Но титры подтверждают догадку: да, это Терехова сыграла мать одним лишь голосом. На экране мы ее не увидим. Как рассказал Михаил Косырев-Нестеров, с Маргаритой Тереховой он знаком давно. И она его вспомнила, хотя провалы в памяти все чаще не позволяют ей узнавать даже самых близких людей. Общение было тактильным, и ей удалось произнести текст героини, а это диалоги с сыном. Отсутствие матери в кадре выглядит странно, не всегда убедительно. Как и попытки ее сына рассказать о боли, причиненной изменившей женщиной.
Роман Супер в компании режиссеров Дмитрия Курчатова и Сергея Нурмамеда, знакомого нам по фильмам Леонида Парфенова, сделал из серии своих репортажей документальный фильм «На кончиках пальцев». Его героиней стала 28-летняя Надя Кузнецова из Великого Новгорода. Она напоминает ребенка – маленькая, трогательная и беззащитная. У Нади - редкое заболевание, так называемый «синдромом бабочки» (кожа моментально реагирует на любое прикосновение). Излечить его нельзя, но жить можно, преодолевая боль. Так Надя и живет. Главное для нее - не стать изгоем, а вести полноценную жизнь. В Германии, где ее оперируют, такие операции бесплатны для сограждан. Фильм Романа Супера – один из немногих, наполненных состраданием к тому, кто рядом, а не к самому себе.