МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Маргарита Терехова снова сыграла в кино - но только голосом

Завершается III Национальный фестиваль дебютов «Движение». Командует парадом Артем Михалков

В Омске завершились конкурсные показы III Национального фестиваля дебютов, который возглавляет Артем Михалков. Программа на этот раз оказалась куда сильнее, чем на первом киносмотре. Заметно прибавилось и зрителей, особенно молодых. Они в основном и смотрят то, что сделали их ровесники. Есть сильные и смелые работы, но хватает и междусобойчика, тусовочного кино для «своих».

На фото: Артем Михалков и Валерия Гай Германика Фото: Геннадий Авраменко

В документальном конкурсе «Движение. Жизнь», а оценивает его жюри во главе с документалистом Иваном Твердовским-ст., представлена картина «Варя» Алены Полуниной. Она, конечно, давно не новичок в кино, не ищет простых путей. На этот раз Алена отправилась в Украину, чтобы снимать про гражданскую войну на Донбассе, но повстречала учительницу математики из Москвы, и сняла в итоге совсем другое кино. Варя – далеко не юная женщина, принимавшая участие в митингах на Болотной и марше мира в поддержку Украины. Теперь она объезжает своих друзей из соцсетей. Увиденное описывает в фейсбуке или лично, в Москве, на специально организованной встрече в своей квартире. Где во всем этом сама Аленина Полунина, не очень понятно, хотя глупо требовать от режиссера совсем уж прямых ответов. Но в прежних ее работах таких лакун не возникало.

Никита Сутырин – тоже молодой кинематографист со стажем. Он отправился в Северную Корею, где и снял картину «Россия чучхе». Получилось интересное путешествие в российское самосознание, основанное на стереотипах. В Пхеньяне наши соотечественники заказывают в ателье френчи, фуражки, становятся совсем уж похожими на жителей КНДР, хотя и без этого мы страшно близки друг к другу. Сделан фильм без стеба, но с нежной иронией.

«#Комунарусижитьхорошо» (именно так, в одно слово с решеткой вначале — на манер все тех же соцсетей) Саши Горчилина — документальные зарисовки, сделанные по ходу подготовки к спектаклю Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» по поэме Некрасова. Подобно актерам Льва Додина, собиравшим много лет назад впечатления о деревне перед созданием выдающегося спектакля МДТ «Братья и сестры» по прозе Федора Абрамова, молодые и отвязные артисты «Гоголь-центра» отправились в путешествие по матушке России, чтобы выяснить, кому живется весело, вольготно на Руси. В январе фильм с таким же названием представляла на Роттердамском кинофестивале наша соотечественница Любовь Матюнина. Она тоже беседовала с разными людьми, чтобы что-то понять про путинскую Россию. Ученики Кирилла Серебренникова оказались никудышными исследователями исконной русской жизни. Их следовало бы всей деревней, где они снимали, проучить, чтобы не выпендривались. Только сам Серебренников беседует с сельскими людьми с уважением, без приколов. Кое-кто из омских зрителей быстренько покинула зал, сказав, что не может смотреть, как высмеивают людей. В Омске Саша Горчилин вместе с режиссером Валерией Гай Германикой представлял еще и картину «Да и да». Вот там он был на месте.

Пестрый основной конкурс составлен из разнокалиберного кино, в котором много самовыражения и оторванности от жизни, свойственной студенческим опусам. Но кое-что ценное тоже имеется. В одной программе оказались документальные, игровые и даже телевизионные картины. Причем, нигде до этого не засвеченные. Оценивало их жюри под руководством Карена Шахназарова.

Жюри: Режиссер Анна Меликян, актриса Виктория Исакова, режиссер Карен Шахназаров, оператор Павел Капинос Фото: Геннадий Авраменко

Наталия Мещанинова, не так давно дебютировавшая картиной «Комбинат «Надежда», представила две серии многосерийного фильма «Красные браслеты». Его действие происходит в больнице, где от серьезных недугов лечат детей и подростков. Получилось не просто очень качественное кино, но и человеческая история, что особенно важно в потоке смутных поисков неведомо чего, свойственного молодому кино во все времена, а сейчас в особенности. Взрослый и уже не дебютант Михаил Косырев-Нестеров, снявший на Кубе в 2008 году прекрасную картину «Океан», которую на «Кинотавре» просто просмотрели, вновь оказался в обойме начинающих. В Омск он приехал с российско-французской лентой «Поездка к матери». Михаил рассказывал, как долго ждал главного героя. Им оказался выпускник ВГИКа Артем Алексеев – актер фактурный, с выразительным лицом, но совсем не тот, кого требовалось ждать годы. Пару ему составила Адель Экзаркопулос, звезда фильма «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша. В 2013 году, когда начались съемки «Поездки к матери», она была никому не известной актрисой, и вместе с продюсером Анастасией Ковтун выбирала туалеты к предстоящему Каннскому фестивалю, не догадываясь о той славе, которая на нее вскоре обрушится. Это потом она уже стала нарасхват. У Адель – феноменальная киногения, достаточно одного только ее присутствия в кадре. Приметил ее задолго до Кешиша Сергей Соловьев, когда задумал снимать в так и не состоявшейся картине «Елизавета и Клодиль». «Это бомба!» — говорил он про Адель.

В «Поездке к матери», прекрасно снятой оператором Олегом Лукичевым (вместе они работали в картине «Океан»), режиссер, пожалуй, перестарался с несчастьями, которые наваливаются одно на другое. Тут, что называется, все умерли в один день. Героиня Адель живет во Франции, а ее брат по матери - в России. Они встретятся, когда их мамы, давно переехавшей в Прованс и оставившей сына на родине, не станет. С экрана звучит до боли знакомый голос, но что-то мешает поверить, что он принадлежит Маргарите Тереховой. Она давно не снимается, нигде не появляется, поскольку серьезно больна. Но титры подтверждают догадку: да, это Терехова сыграла мать одним лишь голосом. На экране мы ее не увидим. Как рассказал Михаил Косырев-Нестеров, с Маргаритой Тереховой он знаком давно. И она его вспомнила, хотя провалы в памяти все чаще не позволяют ей узнавать даже самых близких людей. Общение было тактильным, и ей удалось произнести текст героини, а это диалоги с сыном. Отсутствие матери в кадре выглядит странно, не всегда убедительно. Как и попытки ее сына рассказать о боли, причиненной изменившей женщиной.

Роман Супер в компании режиссеров Дмитрия Курчатова и Сергея Нурмамеда, знакомого нам по фильмам Леонида Парфенова, сделал из серии своих репортажей документальный фильм «На кончиках пальцев». Его героиней стала 28-летняя Надя Кузнецова из Великого Новгорода. Она напоминает ребенка – маленькая, трогательная и беззащитная. У Нади - редкое заболевание, так называемый «синдромом бабочки» (кожа моментально реагирует на любое прикосновение). Излечить его нельзя, но жить можно, преодолевая боль. Так Надя и живет. Главное для нее - не стать изгоем, а вести полноценную жизнь. В Германии, где ее оперируют, такие операции бесплатны для сограждан. Фильм Романа Супера – один из немногих, наполненных состраданием к тому, кто рядом, а не к самому себе.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах