— Владимир Александрович, поздравляем с 120-летием и желаем процветания музею! Как празднуете?
— Мы не празднуем юбилей с фейерверками. Вечером будет скромный прием. Зато у нас большая программа для людей, особенно в Летнем саду. Вообще весь год посвящен юбилею. Но, поскольку дата не совсем круглая, специальных торжеств не готовим.
— Часто музеям под юбилей удается добиться дополнительного финансирования на ремонт или важный проект. Вам удалось?
— Этот юбилей — промежуточный. Мы не планируем праздновать все юбилеи, чтобы что-то получить. Вот к столетию у нас была большая программа — показывали ретроспективу развития музея, много чего сделали. А сейчас не то время, чтобы добиваться финансирования.
— Наоборот, должно быть, приходится затягивать пояса. Поэтому вводите плату за вход в Летний сад?
— При сегодняшней ситуации в стране мы должны зарабатывать больше, чем раньше. А основной способ зарабатывания для музея — это входная плата. Если мы не сможем найти дополнительных субсидий, то придется сделать входную плату в Летний сад и музей. Но только на летние месяцы, и минимальную. Это вынужденная мера. Не хотелось бы на нее идти. Но Летний сад требует серьезного финансирования. Это ведь не просто городской сад. Там есть древние деревья — одному исполнилось 350 лет недавно, это экспонат. Я лично только за то, чтобы музеи были бесплатными. Но тогда должны быть бесплатными и театры, кинотеатры, цирк, футбол, концерты.
— Русский музей ведет активную работу за границей. Недавно открылся филиал в Испании, в плане филиал на Кубе. Насколько велик интерес к русскому искусству за рубежом?
— После открытия филиала в Малаге (родной город Пикассо. — М.М.) была масса публикаций в испанской прессе. Сама программа полностью финансируется Испанией. Это крупный проект, и я рад, что к нему есть большой интерес. Филиал на Кубе пока в проекте, он нуждается в финансировании. Будем искать поддержки у государства и спонсоров. В целом мы ежегодно проводим около 40 выставок. Хотя государство финансирует из бюджета одну-две. Международные выставки мы делаем своими силами. Но, к счастью, успешно. В Бразилии наша выставка «Кандинский и его время», которая прошла там в четырех городах, была признана второй по посещаемости в мире. В столице Бразилии — Бразилиа — ее посетили 450 тысяч человек.
— О чем вы мечтаете для своего музея как директор?
— Еще в юности я перестал мечтать. Мы работаем и развиваемся. Единственное желание — чтоб было стабильное бюджетное финансирование, чтобы закончились кризисные явления и вернулась стабильность.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
На сегодняшний день коллекция Русского музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов. В собрании представлены все ключевые виды, жанры, направления и школы отечественного искусства с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля. Помимо главных площадок к музейному комплексу относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, а также уникальные садово-парковые ансамбли: Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад. Ежегодно музей проводит порядка 50 временных выставок и около 10 проектов в российских городах или за рубежом.