— Александр Викторович, благотворительному фонду Юрия Башмета исполняется 20 лет, но премия вручается только в 15-й раз…
— Это абсолютно точно. Дело в том, что награда вручается при условии, что ее лауреат должен дать обязательный благотворительный концерт в день вручения премии. Она, собственно, и задумывалась таким образом, чтобы уже достигший мировой известности музыкант не только получил достаточно большую премию (25 тысяч долларов), но и дал концерт в России. Фонд начинал свою работу в середине 90-х, когда шел развал экономики, в воздухе тяжелое ощущение после распада СССР, многие музыканты получают долгосрочные контракты и уезжают… В этот момент у Юрия Башмета появляется идея создать фонд, который будет стимулировать обратное движение, то есть будет приглашать великих музыкантов в Россию, проводить уникальные концерты, чтобы зрители почувствовали, что жизнь не остановилась!
Первым лауреатом стал Гидон Кремер, музыкант, некогда уехавший из СССР. Это был его первый приезд на родину после эмиграции. Фактически его вернула премия имени Дмитрия Шостаковича. После вручения премии состоялся выдающийся концерт, и можно сказать, что он открыл серию гастролей Гидона Кремера в России, что, безусловно, имело важное значение для музыкального мира. Если вы посмотрите список лауреатов, то увидите в нем самые известные мировые имена: дирижер Валерий Гергиев, скрипачка Анне-Софи Муттер, баритон Томас Квастхофф и многие другие. Нам было важно не только остановить движение на Запад, но и открыть новое движение на Восток. Конечно, в силу того, что у многих музыкантов очень жесткие гастрольные графики, иногда получается так, что премия вручается не ровно через двенадцать месяцев, а через четырнадцать или даже пятнадцать…
— Но на этот раз вы вручаете премию человеку, который не является музыкантом.
— Все верно. Но если вы обратили внимание, в афише есть еще одно известное имя. Это виртуоз-виолончелист Миша Майский. Человек, который принял участие в концерте по приглашению лауреата премии Мартина Энгстрема. У Миши Майского, как и у многих других наших небезызвестных соотечественников, непростая судьба. Он любимый ученик Мстислава Ростроповича, становится лауреатом премии имени П.И.Чайковского… После этого попадает в Бутырскую тюрьму и еще полтора года живет на поселении, далеко от музыкальных городов. Затем, чтобы не попасть в армию, два года вынужден скрываться в психиатрической лечебнице (слава богу, помог один известный психиатр) и только потом смог уехать из страны. Сегодня он один из самых прославленных виолончелистов. Согласитесь, что это протест против судьбы. Но талантливого человека сломить невозможно. Сегодня Миша Майский дает концерты по всему миру. На наш вечер он приехал, потому что премию получил его давний друг, директор фестиваля в Вербье, частым гостем которого он является. Вот видите, в этом смысле мы возвращаем людей, которых судьба (а точнее, власть) незаслуженно лишила их Родины.
Достаточно вспомнить, что лауреатом премии имени им. Д.Шостаковича также была директор Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, а нынче его президент, Ирина Антонова. Невозможно переоценить ее вклад в музыкальную культуру 60–70-х годов, когда она совместно со Святославом Рихтером организовала Декабрьские вечера, тем самым поддержав многих музыкантов. И, представьте, благодаря ей проходили концерты, которые стали центром связи всей интеллигенции страны. На вечера приходили выдающиеся физики, писатели, художники…
Подобную роль играет и музыкальный фестиваль в Вербье. Фактически он дал импульс появлению многих выдающихся имен. Причем не только из Америки или Европы, но и из России. В этом смысле роль Мартина Энгстрема трудно переоценить: его фестиваль — трамплин к мировой известности. Ценители музыки и многие меценаты уже много лет стремятся в этот замечательный швейцарский курортный город, чтобы услышать новые имена, которые в ближайшее время покорят весь мир. И действительно, человек, который определяет программу фестиваля (а это делает Мартин), фактически закладывает будущее всей европейской культуры. Поэтому в качестве лауреата мы выбрали Мартина. Если вы посмотрите на прошлых лауреатов, то увидите, что все эти люди действительно стали элитой музыкального мира.
— Почему вы считаете, что ваш способ выбора лауреатов самый объективный, если у вас в жюри всего один человек — Юрий Башмет?
— Нас часто об этом спрашивают, но я могу сказать честно: мы уникальная в своей объективности премия. Да, лауреата выбирает один человек, но он никогда сам не составляет список, из которого может выбрать. Список номинантов создается группой экспертов из разных стран, к которой мы обращаемся с просьбой предоставить имена тех, кто внес наибольший вклад в мировую культуру за последние пять лет. Только когда у нас появляется несколько номинантов, Юрий Башмет имеет право выбрать одного из них. Вот такая необъективная объективность. Посмотрите, лауреатами становились не только музыканты: здесь широкая палитра музыкальных профессий. Взять хотя бы известного балетмейстера Алексея Ратманского, руководителя многих мировых балетных постановок, в том числе в Американском театре балета и Метрополитен-опере. Или китайский композитор Тан Дун, получивший «Оскар» за музыку в кино, но при этом известный как дирижер концертов классической музыки. Сегодня кому-то тоже очень хочется, чтобы Россия была отброшена от мировых центров культуры. Концерт в Москве и вручение премии Мартину Энгстрему говорят о том, что это не произойдет. Именно поэтому премия очень важна для всей нашей страны.