Делится своими знаниями Церетели не с каждым, ведь главные его слушатели — дети, хотя и взрослых, что пробуют себя в живописи, он тоже не обходит стороной. На этот раз в Галерее искусств мастер-класс для победителей конкурса художественных произведений «Белая ворона». По официальным данным, мероприятие должны посетить только саратовцы, но на деле желающих поучаствовать в празднике цвета, света и вдобавок завораживающей грузинской музыки оказалось гораздо больше. И вот уже к художнику один за другим потянулись дети и родители — с пирогами, караваями и почему-то с музыкальными инструментами. Последним в импровизированной очереди оказывается маленький художник с миниатюрной балалайкой в одной руке и неминиатюрным тортом в другой. Правда, на торте вместо розочек — настоящая палитра, только съедобная.
Мест не хватает, зато бумаги, красок и кисточек точно заготовили на всех. Форма проведения — вольная: рисуй что хочешь, как хочешь и чем хочешь — главное, работай. И уже через полчаса листы бумаги превращаются в произведения искусства: пейзажи, натюрморты и что-то космическое и абстрактное — вся цветовая палитра. Здесь любовь к ярким цветам только приветствуется. Ощущение широкого и размашистого, как мазки на холсте, грузинского праздника не покидает участников события ни на минуту. Тем более что здесь нет суровой критики и отбора, сегодня — только искусство.
Сам маэстро тоже стоит за огромным холстом — тот вдвое выше его — и время от времени его помощник, которого Зураб Константинович зовет «мальчик», поднимает и опускает будущую картину. Любой желающий может подойти и задать вопрос — а вопросы самые разнообразные. Юную художницу из Тулы, похоже, куда больше интересует общение, нежели рисование, и она не отходит от Церетели: «Скажите, а вы правда были знакомы с Высоцким?»
— Был, — улыбается мастер. — Володя Высоцкий был очень хорошим человеком, не эгоистом. Всегда всем делился!
Время от времени Мастер прохаживается по рядам, чтобы дать несколько советов — никакой дидактики, а советы ценные.
— Зураб Константинович, эти ребята сегодня специально приехали к вам, а вообще в каком режиме вы работаете с детьми? Сколько раз в неделю проводите мастер-классы?
— Три раза — пятница, суббота и воскресенье — здесь, в Галерее искусств. Учу, как начинать композицию, как увеличивать, что такое тональность, колоритная гамма в живописи — показываю, и дети уникально осваивают это все. Я, как президент Академии художеств, обязан заниматься со студентами. Но работа с детьми — для меня никакая не обязанность, а потребность. Потребность сохранить ту школу, которая идет еще от Петра, от екатерининской эпохи. Не стоит забывать и про 1947 год, когда после войны страна наша была в ужасном состоянии, а Академию художеств поднимала.
Ведь Россия всегда шагала в мир через искусство, а это многое дает — доброту, стремление, развивает сознание. Я ведь не только здесь провожу мастер-классы: когда в Америке бываю, провожу мастер-класс, во Франции тоже... И знаете, для меня это очень важно. А почему? Чтобы знать и понимать, в каком направлении мыслит новая генерация.
— И как мыслят, что у них в приоритете? Новые технологии?
— Много наблюдаю и скажу честно, что самые лучшие — российские дети, потому что школа, Московская и Петербургская, она держит, подпитывает. Я, например, очень стараюсь, чтобы эта школа не потерялась. Почему? Потому что пришли новые люди, которые не понимают ценности того, что получили от предшественников, и даже такую фразу бросают: «А что художник? Он пускай рисует». Нет, не так, мои дорогие, художник и наука — одно целое. А сейчас, когда все продано и в Москве нет ни литейных заводов, ни учебных баз, трудно учиться.
— Почему вы работаете именно с детьми?
— Потому что если вы любите искусство и любите новое поколение, значит, хотите что-то для них сделать. В этом и заключается патриотизм. Я президент Академии, у меня большие возможности. Я не люблю эгоистов, нужно делиться всем, что у тебя есть.
— Ваши мастер-классы могут повлиять на выбор будущей профессии?
— Художником нужно родиться, но это еще не все — нужно учиться! Если ты родился художником и хочешь стать профессионалом, то каждая мелочь важна: и палитра и цветовая гамма; но самое главное — художник должен любить работать, вставать и работать, это очень важно. Такие гиганты, как Шагал, Пикассо, они вставали и работали. Вот возьмите Пикассо. Я у него в мастерской как-то целый день провел и наблюдал, что он на все вокруг — ноль внимания, только работал. Бегал около зеркала, движения делал быстро так и тут же фиксировал их на холсте. В одних трусах был.
— А Шагал какое впечатление произвел на вас?
— Грандиозное. Он был с юмором. Они классику хорошо знали, анатомию прошли — вот это и есть художественно правильное отношение к жизни и работе. Художники — это богатство России, это как мощный оркестр, где скрипка, труба, все инструменты, — и создается красивейшая мелодия. Я раньше, когда учился в Академии, в комбинате Вучетича мы практику проходили и знали, как делать литье, что такое увеличение скульптуры — на прак-ти-ке! Сейчас этого нет. Техникумы, комбинаты — все закрыто. Когда я Пицунду оформлял, в Адлере или в Сочи, я отсюда мастеров брал на мозаичные работы. А сейчас студенты ничего не знают, потому что не проходят. Нет тех учебных баз, что раньше мы имели.
Поэтому главная задача — моя и Академии: пока есть силы и энергия — передавать наш опыт.
Слушайте, я сделал 90 выставок по России и счастлив — тонус поднимается от доброты, от этих уникальных лиц и глаз. Из Тулы дети целый день рисовали, а я такой тонус получил, что вторую картину уже делаю. Гигантом становишься. Это ни с чем не сравнить. Через искусство Россия шагала, и надо, чтобы шагала так и дальше.
Кто-то из журналистов просит поговорить о политике, но сегодня разговоры на любые темы, кроме искусства, — табу. Художник смеется и рассказывает о том, как в детстве, в детском саду кто-то из воспитателей сунул ему в руки цветные карандаши и... все началось.