МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Институт Щукина озвучил воспоминания об основателе театральной школы

Вахтангов заговорил

Год столетия Щукинского института — которое празднуется 23 октября, в день, когда в 1914-м Евгений Вахтангов провел первое занятие со студийцами по системе Станиславского, — с окончанием календарного года не закончился, а плавно перетек в 2015-й. Юбилей — не просто дата, а повод оживить память, уверены щукинцы, что и делают с завидной регулярностью и увлеченностью. На сей раз они признались в любви Вахтангову очень звучно. 49 выпускников «Щуки» записали аудиокнигу об основателе театральной школы. Презентация говорящего подарка состоялась в камерной обстановке музея им. Бахрушина.

Александр Филиппенко читает отрывок из книги. Фото: Мария Москвичева

Красная обложка с нарядными лентами скрывает два диска, за которыми наверняка будут гоняться коллекционеры и специалисты по русскому театру. На них записано 49 голосов известных актеров, выпускников Щукинского училища — а ныне Театрального института имени Бориса Щукина, — которые занимались еще у студийцев Вахтангова. Каждый из них читает отрывок из двухтомника «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства», выпущенного в 2011 году, редактором и составителем которого является доктор искусствоведения Владислав Иванов.

В его аудиоверсию, впрочем, вошло не все издание, а только ряд отрывков — они звучат 20 часов. На диск вошли и главы из книги «Вахтангов», впервые опубликованной в 1980-х годах доктором искусствоведения, профессором, художественным руководителем петербургского театра «Суббота» Юрием Смирновым-Несвицким. Это собрание реальных историй и воспоминаний о легендарной личности Евгения Вахтангова, подкрепленных здравым анализом его идей и методов. Аудиокнига вышла тиражом всего-то 500 экземпляров. Их получили все студенты Щукинского училища и Театральный музей имени Бахрушина. Здесь в течение 2014 года прошло немало юбилейных событий «Щуки», так что выбор хранителя вахтанговских голосов был несложен.

Диск вручили директору музея Дмитрию Родионову в камерной обстановке зала «Лекторий». Ради события здесь собралось несколько десятков выпускников Щукинского училища — Василий Лановой, Александр Филиппенко, Евгений Князев, Александр Галевский, Евгений Стеблов, Нина Нехлопоченко, Александр Павлов, Анна Бруссер, Наталия Карпунина, Андрей Рапопорт и Олег Форостенко. Вечер открыла проректор института Мария Оссовская:

— 23 октября мы справили юбилей. Было много планов, все осуществлены: мастер-классы, концерты, гастроли, конкурсы, фестивали. Открыли памятник Вахтангову во дворе института, вышел двухтомник «Век почти что прожит...». Мы долго думали: что же подарить студентам? И год назад — где бы вы думали? — в буфете института возникла идея — записать диск о Вахтангове. И записать тексты должны наши выпускники разных лет. Было много скептиков: где взять деньги, людей, актеров, которые на лето разбегутся, но все в итоге получилось. Пройдет время, и я уверена — студенты услышат что-то новое в этих текстах.

Затем слово взял ректор института Евгений Князев: «Память учителя несут ученики. Имя Вахтангова собрало великую плеяду актеров. Мне кажется, диск получился отличный. Хочу сказать спасибо тем, кто помог воплотить в жизнь идею Марии Оссовской, — Елене Ланской и Софье Высоковской».

Первая возможность вслушаться в воспоминания о Вахтангове выпала участникам и гостям вечера. Формат был выбран соответствующий: сначала звучал отрывок из аудиокниги, затем на сцене появлялся актер, озвучивший его. Первым вышел Василий Лановой.

— Как будто приехал на Украину к дедушке и бабушке — столько знакомых лиц! — бодро начал актер. — Мы, будучи студентами, знали всех актеров нашего поколения и старше нас. Сегодня этого нет. Притупляется память поколения... «Увы, наш круг час от часу редеет»... Давайте не забывать Вахтангова!

О важности сохранения памяти говорили все артисты: вспоминали учителей, студенческие дни или пели романсы. А всю мощь вахтанговской школы показал Александр Филиппенко, которому досталась для чтения глава «Удвоение гротеска».

— Случай играет в жизни актера главную роль, главное — его не упустить. Глава «Удвоение гротеском» — потрясающий материал, который я могу использовать всю жизнь, — заявил с ходу актер и тут же начал читать с листа. Читает нарочито театрально, по-вахтанговски, всем телом и голосом демонстрируя текст: «Он любит огорошить. Начинает репетицию, лихорадочно подгоняет, а самому явно неинтересно. Заставляет студийцев проходить роли с единственной целью — все перечеркнуть, сказать, что сделанное ими ужасно. «Какая бездарность вас учила?» (…) В одном из писем Станиславский называет вахтанговский гротеск гротеском «с изломом», определяя мхатовский как гротеск «с внутренним вывихом»...

Услышать этот «излом» смогут посетители музея, который обещал использовать запись в грядущих выставках. Продаваться аудиокнига не будет.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах