Размер одних только кинотеатральных сборов в России до скачка курса рубля, произошедшего в конце 2014 года, превышал миллиард долларов. Из них в том же 2014 году на русские фильмы приходилась только треть сборов. И если Аргентина со своим мясом еще может как-то помочь России с ее политикой импортозамещения, то аргентинские фильмы добираются до наших экранов в лучшем случае раз в год. Как это произошло недавно с «Дикими историями» Дамиана Сифрона, который в этом году соревновался с «Левиафаном» Андрея Звягинцева в одной номинации на «Оскаре» — «Лучший фильм на иностранном языке». Да и этот киноальманах, спродюсированный Педро Альмадоваром, значится в титрах как наполовину аргентинский, а наполовину испанский.
Таким образом, депутат от ЛДПР предлагает разом изъять из рынка 600-700 миллионов долларов — именно столько приходится на сборы фильмов из США и Евросоюза.
И это мы еще не берем в расчет культурологический аспект — масштаб катастрофы подобной культурной изоляции, которая создаст на месте общего смыслового поля вакуум такой силы, что тот будет больше напоминать черную дыру.
Ведь одно дело жить в стране, которая понятия не имеет о капиталистических ценностях, либо воспринимает их заведомо враждебно — как в СССР или Северной Корее. И совсем другое — в один момент отобрать у 140 миллионов граждан то, что они уже давно вошло в их культурный код. Ладно сериал «Карточный домик»: как выяснилось, в Кремле его не смотрят, а рядовые граждане, если захотят, обратятся к интернету. Но «Трансформеры» и «Пираты Карибского моря» — это вам не пармезан.
Этот закон — своего рода вершина законодательной истерии. В своем проекте депутат ЛДПР свел воедино линию о защите поруганных патриотических чувств — и заботу об отечественной кинематографии. То есть объединил под одним крылом и борцов с камамбером, и сторонников квот на иностранное и русское кино. Но если предложения его предшественников были губительны для рынка, то этот законопроект попросту поставит на нем крест.
Поразительно то, как раз за разом проекты законов на тему кино в Госдуму вносят люди, не имеющие даже отдаленного представления о принципах работы киноиндустрии. Впору вводить для депутатов специальную процедуру аттестации: чтобы их компетенция хотя бы минимально позволяла высказываться на те темы, что они поднимают с высокой трибуны. И уж тем более вносят проекты законов.
Появление подобных инициатив вызывает смешанную реакцию. С одной стороны, можно спокойно ее игнорировать — в виду ее полнейшей абсурдности и несостоятельности в жизни. С другой, внушительное количество уже принятых законов, казавшихся не менее абсурдными в стадии обсуждения, заставляет остро реагировать на каждый подобный всплеск законотворческой деятельности Госдумы.
Логика депутатов ясна. Не меньше, чем о судьбе родины, они беспокоятся о частоте упоминания своего имени в прессе. И поэтому готовы выдумать самые невероятные законопроекты, лишь бы попасть на страницы газет.
Запретить предлагать бредовые идеи под видом законопроектов мы депутатам не силах. Но и помогать им в их нелегком деле в погоне за скандальной цитируемостью — тоже не будем. Именно поэтому мы сознательно оставили автора закона о запрете проката иностранного кино — безымянным.