На кастинг для необычного проекта Нового художественного театра в Челябинске собралось человек пятнадцать, в основном мужчины без определенного места жительства, обделенные судьбой, неблагополучные, одним словом. Самому молодому 30 лет, старшему — восьмой десяток.
Идею театральной постановки с участием непрофессиональных актеров — обитателей подвалов и ночлежек — челябинский омбудсмен Алексей Севастьянов подсмотрел на британском телевидении. Там уже несколько лет подряд пользуется огромным успехом проект «Опера», где бездомным предлагают роли в театральных проектах. Актеры из бывших бомжей даже выступали на открытии Олимпийских игр в Лондоне. Чем мы хуже?
Художественный руководитель театра Евгений Гельфонд провел кастинг для аналогичного проекта в Челябинске, который назвали «Люди-невидимки» («Инвизибл пипл»). Для спектакля выбрали «Бременских музыкантов». Настоящие бродяги в роли бродячих артистов, наверное, действительно будут смотреться органично. Постановка станет их новым стартом, шансом повернуть свою судьбу.
Труппу решили набрать из обитателей социального центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, а также привлечь инвалидов — подшефных центра защиты прав людей с ограниченными возможностями.
Поначалу конкурсанты тушевались. Многие объясняли: мол, пришли просто так — «посмотреть и послушать других». Долго решали, кому быть первым. Вытолкнули вперед самого видного — высокого мужчину средних лет. А вслед за смельчаком дело вроде пошло — народ осмелел и стал охотно показывать все имеющиеся в арсенале творческие способности.
Режиссер и худрук вели себя с участниками кастинга настолько непринужденно и честно, что сомнения в конце концов отпали даже у самых нерешительных.
— За основу хоть и взята история бременских музыкантов, но это будет, конечно же, адаптированная и немного другая история, нежели во всеми нами любимом мультфильме с песнями Энтина и Гладкова, — начал встречу худрук НХТ Евгений Гельфонд. — Это будет наша редакция с нашими песнями. Сам текст будет прописан непосредственно на репетициях. Именно на первой репетиции, по сути, и пройдет первый настоящий кастинг будущих актеров.
Произведение небольшое, и для его воплощения на сцене необходимо всего-то десять актеров. По ходу знакомства с претендентами на роли режиссер НХТ Дмитрий Фоминых может менять сценарий и даже состав персонажей.
— Даже если вы собираете дома из спичек или запускаете дельтапланы, нам все это может пригодиться, — обратился к участникам кастинга Гельфонд. — От актеров требуется только желание принять участие в проекте. С вами будут работать профессионалы, и мы постараемся помочь всеми силами, чтобы вы хорошо смотрелись на сцене. Требования к вам будут те же, что и к профессиональным актерам.
Одна из участниц кастинга Наталья Тимошенко узнала о проекте «Люди-невидимки» в Интернете. У женщины вторая группа инвалидности, но на лице всегда улыбка. Доброжелательная, милая русская красавица смеется: «Я по жизни всегда такая. Если меня спрашивают: «А будешь, а хочешь?» — я не раздумывая отвечаю: «Хочу и буду!»
Наталья стала известна пользователям Рунета благодаря своему посту, где она рассказала историю о том, как стала инвалидом. Многим эта запись помогла.
Она сама предложила режиссеру: «Возьмите меня, может быть, на что сгожусь!»
«Обязательно возьмем!» — улыбнулся Евгений Гельфонд.
На роль Принцессы Тимошенко не согласна, возраст не тот, а вот другого персонажа сыграла бы с удовольствием.
Харизматичный Игорь Варфоломеев. В молодости он играл роль Трубадура в любительском театре и все песни из «Бременских музыкантов» знает наизусть.
Лет десять назад Варфоломеева сгубило пристрастие к спиртному. Оказавшись на улице, он едва не умер, но старые друзья подсказали обратиться в реабилитационный центр.
Игорь оказался, пожалуй, самым энергичным и артистичным. Он театрально раскинул руки и начал декламировать стихи так громко и стремительно, словно поэт на площади, что в первые секунды даже обескуражил слушателей.
35-летний Дмитрий Дядиченко в юности мечтал поступить в Щукинское театральное училище, но жизнь распорядилась иначе. Развал СССР и кризис 1990-х годов кардинально изменили его жизнь. Дима вместе с приятелями получил срок за кражу. Потом мотался без дела, менял работу, пил. Дорога привела его в социальный центр, где ему помогли трудоустроиться, причем попал он в серьезную компанию. В офисе случайно увидел рекламный проспект кастинга проекта и загорелся!
— Пусть некоторые смеются, куда, мол, я лезу. Ну и что! А для меня это шанс реализовать мою юношескую мечту о театре. С божьей помощью я надеюсь добиться успеха, — уверен Дмитрий. — С удовольствием сыграю кого-нибудь из разбойников в «Бременских музыкантах».
Саша с рождения сирота. После детского дома какое-то время занимался легкой атлетикой, отлично плавал и играл в бадминтон, несмотря на то что инвалид с рождения. Перебивался случайными заработками, потом стал странником. Очень хотелось повидать белый свет. Он исколесил пешком весь Урал, перепробовал кучу профессий, но к 30 годам понял, что так ничего и не нашел:
— На самом деле я бежал от самого себя и осознал, что нужно остановиться. Я хочу найти постоянную работу и, конечно же, мечтаю о семье.
Сцены он по-прежнему панически боится. Так что для него участие в проекте — возможность преодолеть свой страх.
«МК-Урал» (Челябинск)