То, что «Лучшим игровым фильмом» станет картина покойного Алексея Германа «Трудно быть Богом» стало понятно с первых же минут. Объяснить это сложно, но общее настроение улавливается сразу. Нынешняя «Ника» стала отчасти мемориальной, отдав дань уважения крупнейшему нашему режиссеру. Алексея Германа отметили и в режиссерской номинации. А его соратники собрали урожай «Ник» в других номинациях. Отмечены не доживший до окончания съемок оператор Владимир Ильин и здравствующий Юриий Клименко, художники Сергей Коковкин, Георгий Кропачев, Елена Жукова и художник по костюмам Екатерина Шапкайц, звукорежиссер Николай Астахов. Лучшим актером стал Леонид Ярмольник, которого стоило бы отметить уже за долготерпение, ведь работа над «Трудно быть Богом» затянулась, чуть ли не на десятилетие. «Пульс выше нормы. Почему так трясет – не знаю» - говорил Леонид Ярмольник, получая награду. Вспоминал своего покойного отца – профессионального военного, выполнявшего приказ в 1968 году, въезжая на танке в Чехословакию: «Большую часть фильма мы снимали в Чехии. И Герман говорил чехам: «Будете плохо работать, мы снова въедем на танках». Понимаю, что это только отчасти моя «Ника». Она - больше Германа. Многим из тех, кто досмотрел фильм до конца, он показался скучным и грязным. Но есть те, кому он кажется он гениальным. Мир можно спасти, не воюя, а что-то меняя в головах людей, а вот это умел делать Герман».
Почти все награды получала вдова Алексея Германа Светлана Кармалита и ее сын – Алексей Герман-младший. Он вспоминал, как мучительно отец шел к этой картине. Лежал в больнице под капельницей, а потом ехал на съемочную площадку. «Мы ничего не поменяли, сделали фильм так, как хотел папа. Это зал друзей, товарищей отца, тех, с кем он хотел разговаривать» - и этим все было сказано. Друзья и товарищи сделали свой выбор. А вручавший награду президент киноакадемии Андрей Кончаловский сказал: «Единственное о чем я сожалею, что не могу вручить награду ему лично». Светлана Кармалита была счастлива в тот вечер: «Я такого не помню на «Нике». Если ты получил за режиссуру, то «Лучший фильм» тебе не светит». Она обратилась к Ярмольнику: «Леня, ты на сто процентов заработал свою «Нику» сам. Я это видела и подтверждаю».
Лучшей актрисой второго плана стала Дарья Мороз в «Дураке». Сама она саркастично заметила, что сыграла роль девушки с застывшим лицом, ставшей ее своеобразным амплуа. За «Лучшую сценарную работу» отметили Юрия Быкова, который перестал бывать на награждениях, потому что картина «Дурак», как правило, ничего не получает, либо награждается за сценарий, а этого режиссеру Быкову явно мало. Вот и Алексей Айги зашел случайно и получил «Нику» в номинации «Лучшая музыка в фильме» - в «Испытании» Александра Котта. Обычно, если он появится на церемонии, ничего ему не светит. А стоит ее проигнорировать, что-то перепадет. .
Пять фильмов входили в главную номинацию: помимо ленты Германа, это «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Дурак» Юрия Быкова, «Испытание» Александра Котта, «Левиафан» Андрея Звягинцева. И если накануне церемонии многие говорили, что можно на «Нику» не ходить, ясно, что победит «Левиафан», то после награждения только и слышалось: «За что Звягинцева прокатили?». Обсуждали так, будто это не киноакадемики сделали выбор, а руководство «Ники».
Самое нелепое, что и без того мрачного Звягинцева вовлекли в скучнейшую игру с участием литовских иллюзионистов. Он должен был ответить, сколько карт в покерной колоде, назвать одну из них. Он выбрал даму пик. После чего на сцене появился артист Владимир Долинский, из сундука извлекли фото одной из номинанток в грудничковом возрасте - Елены Лядовой. Она, как исполнительница лучшей женской роли, да Роман Мадянов, как исполнитель лучшей мужской роли второго плана, оказались среди награжденных из группы «Левиафана». Если «Трудно быть Богом» собрал 7 наград из своих 10 номинаций, то у «Левиафана их оказалось 2 из 11 .
Неожиданностей на этой церемонии было много. Одна из ее ведущих – актриса Лиза Арзамасова – на наших глазах превратилась в воздушную гимнастку и летала под колосниками с цирковым артистом Александром Волковым. Причем, на фоне кадров из фильма «Испытание», где производится взрыв атомной бомбы.
Самым забавным оказалось вручение «Ники» за «Честь и достоинство» актрисе Лие Ахеджаковой. Вручали награду Наина Ельцина и Инна Чурикова. Как скажет Наина Ельцина, это оценка не только артистического таланта, но и гражданственности и стыдливости. Инна Чурикова рассмешила зал своей пространной речью. Вспоминала, как впервые увидела свою подругу в ТЮЗе, где та играла мальчика. Да так живо, что Чурикова усомнилась - актриса ли это. «У Лии такая потребность любить! Она умеет радоваться как никто, любой ерунде. Ребенку, собаке, кошке. Всех животных любит, цветы, которые высаживает с такой страстью. Она – скорая помощь. Ее заботит здоровье даже незнакомых людей» - остановить Инну Михаловну было невозможно. Лия Ахеджакова в ответном слове вдруг начала прощаться с коллегами: «Наверное, в последний раз выхожу перед моим сообществом. Какие сильные сегодня номинанты представлены. Я потрясена. Что-то случилось, раз вдруг такие мощные таланты сумели высказаться. Скоро мы придем к дзен буддизму, метафорам, в каком-то особом соусе будем подавать свои работы, чтобы прорваться к зрителю. Актер – исполнитель. Важно, кто тебя заказал. Скажи, кто твой режиссер, и я скажу, кто ты». Иногда ей кажется, что она проваливает роль, что талант ее покинул. Она благодарила Эльдара Рязанова, предложившего ей «эту территорию»: «А я старалась, как могла, не уходить с нее».
В номинации «Лучший неигровой фильм» победили «Коктебельские камешки» Андрея Осипова о Максимилиане Волошине, Алексее Толстом и других писателях и поэтах, живших в Коктебеле. «Лучшим анимационным фильмом» стал «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, «Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии» - «Племя» Мирослава Слабошпицкого из Украины. И это скорее политическое решение. Были работы и мощнее, тот же «Кукурузный остров» Георгия Овашвили. Но и грузинский режиссер, скорее всего, не приехал бы получать награду по тем же «понятным причинам», как было сказано на церемонии. «Племя» представлял единственный русский актер – Александр Сидельников, говоривший при помощи сурдопереводчика. Почти все герои «Племени» - глухие. «Открытием года» назвали «Класс коррекции» Ивана Твердовского-младшего, у которого уже десятки призов за картину.
Вручая «Нику» «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» основателю Музея кино Науму Клейману, Федор Бондарчук назвал его великим. А Клейман в ответ призвал киноакадемиков заботится о Музее кино, директором которого он уже не является, ради потомков. Спецприз Совета академии «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» вручили заочно питерскому кинодраматургу Юрию Клепикову, написавшему сценарии к фильмам «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Пацаны», «Не болит голова у дятла», «Восхождение». Сам Юрий Клепиков не смог приехать из Петербурга по семейным обстоятельствам. А может, застеснялся, поскольку, как верно заметил Кончаловский, он - серьезный, застенчивый и чистый человек. А это, по мнению президента «Ники», – не лучшие качества для успеха.