МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Зоя Межирова об отце: "Фантазер, мудрец, игрок"

Дочка — об отце

27 марта, в 19 часов, в Малом зале ЦДЛ состоится презентация новой книги Александра Межирова «Какая музыка была!». Председательствует первый секретарь правления московской писательской организации, критик Евгений Сидоров. Выступают: поэты Евгений Рейн, Михаил Синельников, Владимир Мощенко, Виктор Гофман, Петр Кошель, Надежда Кондакова, Сергей Каратов, Александр Юдахин, главный редактор журнала «Дружба народов», прозаик Александр Эбаноидзе, физик-ядерщик, доктор философских наук, поэт Глан Онанян. Свои песни на слова А.Межирова исполнит бард Андрей Крамаренко.

Фото из личного архива.

Всем нам, знаю по себе, интересны детали жизни, пристрастия, особенности характера того или иного художника. Хотя порой многое и отражено в самих его произведениях. Точней чем словами, вынесенными здесь в заголовок, наверное, трудно было бы выразить натуру поэта Александра Межирова. Да — фантазер, игрок. И, конечно, мудрец. Эта емкая, практически исчерпывающая стихотворная строка Александра Сорокина открывает глубинное в его старшем товарище и высоко ценимом наставнике целого ряда поэтических поколений.

Шура, как звали Межирова в детстве и юности дома и в школе, с 12-летнего возраста обучался игре в карты вместе со своим другом-одноклассником, чей отец был профессиональным, а в те годы, разумеется, подпольным игроком. Позднее А.Межиров убеждал всех, самозабвенно фантазируя, что родился в цирковом шарабане, мечтая «работать классический аттракцион» на мотоцикле по вертикальной стене. Неутолимо любил цирк, скачки, спорт, бильярд. Но Поэзия была его главным, неотступным, магическим притяжением.

«У публики случайной на виду...» — написал он о себе. В слове «случайной» есть и нота горечи, хоть и знал, что не все из «случайной публики» глухи, нет-нет да и становится кто-то из нее новым истинным любителем поэзии. Очень часто интерес к явлению, падая на благодатную почву, пробуждается — извне.

Вот и совсем еще маленького Шуру Межирова приобщила к поэзии его мать, Елизавета Семеновна, закончившая классическую женскую гимназию и с раннего детства сына мечтавшая привить ему любовь к стихам, часто читая вслух Пушкина, Тютчева, Некрасова, Блока. Отец же будущего поэта, Петр Израилевич, тоже получивший классическое образование, прекрасно знавший латынь и древнегреческий, мировую историю и экономику, человек исключительного трудолюбия, — приучил мальчика к кабинетной работе, необходимой для литератора. Сыграл важную роль в становлении поэта и его любимый школьный учитель, выдающийся преподаватель литературы 57-й московской школы В.В.Литвинов. Если бы не с этих поэтических строк, наполнявших воздух комнат в Лебяжьем переулке, где жила семья, не со звуков старого, дивно звучащего немецкого черного резного пианино, на котором играла младшая сестра Лида, чьи руки Ольга Фабиановна Гнесина называла гениальным аппаратом, если б не с выдающегося учителя литературы началась судьба, трудно предположить, куда бы повернулась предназначенная Поэзии линия его жизни.

После статьи «Откровения поэта, умершего в Америке» Натальи Дардыкиной в «Московском комсомольце» 16 ноября 2014 года о новой книге избранных стихотворений А.Межирова «Какая музыка была!», включившей интервью с поэтом Михаилом Синельниковым, составителем этого сборника, я, хранитель архива отца, получив многочисленные отзывы, обратила внимание на одно короткое письмо:

Случайно прочитал в газете статью о Вашем отце Александре Межирове. К сожалению, я не знаком с его творчеством, но приведенные строки из его стихотворений меня потрясли. Буду Вам безмерно благодарен, если Вы сочтете возможным уведомить меня, где и каким образом можно приобрести книгу «Какая музыка была!». С уважением, Леонид.

Прочитала и подумала с радостью: вот и новый читатель поэзии!

Книга «Какая музыка была!» составлялась из широко известных произведений поэта, признанных несомненными шедеврами и из недавних архивных находок, а также из тех стихотворений, которые при жизни поэта никогда не печатались. Сборник охватывает разные этапы его творчества, заканчиваясь последним, американским, который длился долгие 17 лет.

Отмечают, что в годы вынужденной эмиграции А.Межиров писал не менее сильно. Евгений Евтушенко назвал его поэтом уровня В.Ходасевича, что является высочайшей планкой в русской поэзии.

Стиль А.Межирова, претерпев изменения, стал в конце до предела лаконичным, а пронзительность строк не уступала его прежним лучшим образцам.

Этот сборник фактически предваряет готовящееся издание тома произведений Александра Межирова в академической серии книг петербургской «Библиотеки поэта», каждая из которых являет собой памятник автору в длинной истории наиболее выдающихся созданий поэтического творчества.

Зоя МЕЖИРОВА, Вашингтон.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах