На первый взгляд идея выставить рядом картины двух художниц выглядит странной – настолько они разные. Татьяна Харитонова следует традиции классической отечественной живописи – на ее полотнах наши родные березы, церкви, заснеженные и летние пейзажи. А творчество Терезы Гонсалвеш Лобу – представлено черно-белой графикой – это абстракции, наводящие на ассоциации с восточными иероглифами.
Контраст разителен, но, если присмотреться и призадуматься, то в творчестве столь непохожих друг на друга художниц можно увидеть гармонию. «Гармония контраста», – так и называется эта необычная выставка, открывшаяся стараниями Благотворительного фонда им. П. М. Третьякова и португальского фонда многоязычных школ.
Также как две художницы, не похожи между собой Россия и Португалия. «Но если народы наших стран устремлены друг к другу, то взаимопонимание и гармония достижима», – уверена ведущая российско-португальского вечера-встречи искусствовед, сотрудник Государственной Третьяковской галереи Елена Бехтиева. Во многом благодаря ей на португальской Мадейре было найдено ранее неизвестное полотно Карла Брюллова «Вид форта Пику на острове Мадейра», которое попало, в конце концов, в Третьяковку. К слову, в 2013 г. в центральном парке города Фуншал (Мадейра) был открыт памятник Брюллову.
«Несмотря на дальнее расстояние между Россией и Португалией, культура служит мостом между нашими странами», – говорит Чрезвычайный и полномочный Посол Португальской Республики в РФ Марио Годиньо де Матуш.
Открытие художественной выставки сопровождалось концертом, на котором было представлено разнообразие российской и португальской культуры – от русского хорового пения и португальского фаду до балета и современной эстрады (в лице певицы из Кабо-Верде с российскими корнями Соланж Цезаровны).