На эту выставку в галерею «Файн арт» вход зрителям младше 18 лет строго воспрещен, ведь работы Брусиловского сродни Камасутре. Сейчас, как и в советские годы, они производят эффект, сравнимый с открытием эротических танка японца Рубоко Шо (вторая половина X века) в конце ХХ века.
Персонажи Брусиловского сплетаются в экстазе, разрывая сковывающие их путы, — для художника это жест свободы, необходимой каждому человеку. Кроме графики мастер представил несколько коллажей — на одном из них, названном China Sexy Party, Ленин и Сталин наблюдают за актом любви китайской пары, устроившейся на мухоморе.
— В нашем сознании все так или иначе окрашено эротическими тонами, — поясняет свое откровенное искусство 82-летний художник. — Сама природа человека погружена в это. Это натурально и естественно! Тут нет сумасшествия или мании. Я всю жизнь занимался изучением и пропагандой эротизма.
— Вы вкладываете в свои работы политический смысл?
— Как и любой художник, который не просто размазывает сопли по холсту, а который мыслит. Пуританское советское воспитание лишило нас наслаждения, которое боженька нам дал. Делаю я это по одной простой причине — хочется выражать свои мысли сложным, многослойным языком. Я ориентировался на Дюрера, средневековую гравюру. Сочетание изысканного стиля и высококачественного искусства с новой для советского зрителя тематикой мне всегда было интересно. Знаете, у меня открылась выставка в Германии как раз тогда, когда разрушали стену, и восточногерманские комсомольцы каждый день приходили и срывали мои плакаты, потому что там был ряд коллажей, которые показывали убожество советского строя. Но, думаю, зритель сильно вырос, и теперь я в расчете на это делаю выставку в Москве, впервые за много лет.
Судя по тому, что на открытие проекта «Об этом...» собралось народу видимо-невидимо и никто не пытался покушаться на искусство Брусиловского, зритель и правда вырос. Интерес к выставке объясняется и репутацией Брусиловского — это художник, который после эмиграции успел пожить и поработать во Франции, США, Италии, Нидерландах и Германии, где в итоге и обосновался. О его доме-мастерской ходят легенды — жилище мастера входит в десятку самых оригинальных домов Европы. Дом-замок в Кельне, где потолки завешаны русскими платками, где каждый угол занят современным искусством или антикварными редкостями, пользуется завидной популярностью. Впрочем, как и его хозяин, прославившийся на весь мир благодаря акции (сделанной еще в СССР), во время которой расписывал тело модели на глазах удивленных западных журналистов. Так появился боди-арт. Его создатель, несмотря на свой почтенный возраст, сегодня постоянно читает лекции в университетах, выставляется в ведущих музеях, активно участвует в художественном процессе. Однако Европа в отношении взглядов на откровенные темы более свободна, чем Россия, где запреты в последнее время растут как грибы после дождя.
— Проект очень откровенный и несколько политический. Вам не боязно выставлять такие вещи сегодня? — спрашиваю галериста Ирину Филатову, пригласившую Брусиловского в Москву.
— Считаю, что Брусиловский — великий художник, его искусство совершенно и прекрасно. Я говорю в первую очередь об умении человека быть свободным как в творчестве, так и в жизни. Мы, галеристы, тоже свободны — и в жизни, и в творчестве не хотим ничего бояться. Мы не будем пускать зрителей, которые моложе 18 лет. Что касается работы China Sexy Party, то думаю, что нужно помнить: коммунисты репрессировали 25 миллионов собственных граждан, из них 15 миллионов расстреляли. То, что было сделано, нельзя не воспринимать. Такое ирреальное сочетание эротики и подглядывающих вождей — абсурдно. Но как еще, как не с помощью абсурда, заглянуть в нашу недавнюю историю. У нас не было Нюрнбергского процесса, мы не осудили власть, которая расстреливала своих граждан. Никто не хочет вспоминать, что Сталин подписывал приказы расстреливать детей с 12 лет. Современные молодые люди должны задумываться над историей своей страны.