Как стало известно «МК» из источников, близких к мэрии, Манеж на один день — 22 марта — арендовал состоятельный бизнесмен, который пригласил на свадебные торжества ни много ни мало - 500 гостей. Надо думать, вечеринка будет шумной, и древние стены Манежа порядком потрясет.
В самом музейно-выставочном объединении «Манеж», в которое входит центральный выставочный зал, как и еще ряд объектов, «МК» подтвердили информацию о готовящемся крупном торжестве.
«В конце марта планируется проведение свадебного торжества», - сообщили «МК» в пресс-службе Манежа, оговорившись, впрочем, что «это высокодоходное, короткое (1 день без учета монтажа/ демонтажа) мероприятие согласовано с ФСО, службами пожарной безопасности, инженерного и архитектурного контроля, соответствует нормам и требованиям проведения мероприятий на данной площадке».
Один из основателей общественного движения «Архнадзор», москвовед и культуролог Рустам Рахматуллин пояснил «МК»: «Во время пожара сгорела только кровля Манежа, остальное сохранилось, так что здание правомерно считается объектом культурного наследия. Но чтобы сказать вам, можно ли там проводить подобные частные мероприятия, нужно посмотреть охранное обязательство». Судя по всему, охранному обязательству вечеринка не противоречит, противоречит только чувству прекрасного, пониманию словосочетания «храм искусства».
Манеж, впрочем, и не скрывает, что эта свадьба - «вынужденная мера для получения дохода для выживания в современных условиях, без вреда для имиджа площадки за счет краткосрочности события и его камерности». Именно такие «вынужденные меры» позволяют «МВО «Манеж» в период смены одного проекта на другой в выставочном плане принимать мероприятия, которые позволяют формировать внебюджетный фонд (в том числе в этом году проводятся такие мероприятия как Russian Fashion Week, например)».
Однако Манеж — далеко не единственное место культуры и искусства, которому приходится сдавать в аренду свои площади. Многие усадьбы идут на такие жертвы. Петергоф, допустим, этого даже не скрывает. «Так поступают многие другие учреждения культуры. За счет этого «Манеж» имеет возможность развивать инфраструктуру и осуществлять собственные выставочные проекты, такие как масштабная инсталляция «Золотой век русского авангарда» Питера Гринуэя, выставка «Живу-Вижу» Эрика Булатова, готовящийся летний фестиваль «Манеж. Медиация» и многие другие, с минимальным привлечением бюджетных средств», - сообщает пресс-служба музейно-выставочного объединения.
И, как ни печально, даже при Капкове главному выставочному залу страны приходилось идти на «вынужденные меры». Еще в 2012 году, когда Манежем руководила Марина Лошак, здесь прошел корпоратив одной крупной государственной компании. «Гуляли так, что стены тряслись», - рассказал «МК» один из очевидцев, пожелавший остаться неизвестным.
Свое мнение по поводу проведения частных мероприятий в стенах Манежа, да и вообще на любых исторических и культурных площадках, прямая задача которых демонстрация и популяризация искусства, культуры и истории, высказал архитектор Петр Войс:
"Была хорошая акция питерской группы «Синий всадник» — «В ж..у культуру», как раз по теме. Она говорила о том, что обыватель привык считать культурой то, что ей не является. Поэтому в главном выставочном зале страны случаются такие вечеринки. Обыватель привык к культуре прислоняться. Он не может оценить, где настоящая культура, а где эрзац-культура, поэтому его тянет в храмы культуры, которым считают и Манеж. Престижно состоятельному человеку устроить там вечеринку. Это бытовая культура, которая не имеет отношения к философии культуре. Сейчас время бытовухи.
У нас много критических стрел выпускали в адрес организаторов культурных процессов. В итоге культуру далеко загнали. Капков пытался что-то сделать, какие-то реформы провести. Чтобы верхние слои дошли до нижних и наоборот. Одного Капкова не хватит. Идет процесс загнивания культуры. В советское время ни народ, ни правитель не могли подумать о том, чтобы такие вещи делать в Манеже. Это было более честное время в этом смысле, нежели то, в котором мы сейчас живем. По-хорошему — такого, конечно, не должно быть. Наше время - «общество спектакля», как сказал Ги Дебор. Нельзя назвать черное белым, а белое черным, сказать, что такое хорошо и что такое плохо — это не разрешимая проблема. Это общество нужно критиковать и разваливать, и создавать чувство настоящей культуры. К счастью, есть такие художники, которые это делают, есть такая прослойка андерграунда. Это позволяет надеяться, что жизнь станет лучше, будет культура, которая представляет общество".