Фильм начинается на Бали — с райских пейзажей и больших волн. Здесь Макс — бывший столичный топ-менеджер, сбежавший на край света от прошлой жизни, — спасает жизнь еще одному московскому мажору Роме. Тот в благодарность зовет его вернуться в Москву, где бушуют уже «совсем другие волны». Рома трудится на поприще инноваций. Говоря проще, осваивает бюджет в несколько миллиардов. Само собой, с благословения непосредственного начальника в должности замминистра, падкого на импортные гаджеты, который мечтает и в России устроить рай для стартаперов, и себя не обидеть. Их деятельность не дает покоя генералу МВД, которого раздражает не столько факт возможной коррупции, сколько то, что эти хипстеры с айфонами, возомнившие себя эффективными менеджерами за государственный счет, не намерены делиться.
Родина буквально берет Макса в окружение. Один раз оступившись на Бали и подставившись под гнев местных силовиков, он летит в Москву, где его уже поджидают люди в погонах. Трясут папкой с уголовным делом (Макс утверждает, что ни в чем не виноват, — зрителю предлагается в это поверить), вербуют его в информаторы и отправляют стучать на Рому — конечно, исключительно во благо отечества. Рома, ничего не подозревая, предлагает Максу должность вице-президента — конечно, исключительно из благодарности за спасенную жизнь. Макс смотрит по сторонам тоскливым взглядом и в глубоких перинах отеля «Ритц» мучается кошмарами и угрызениями совести. Еще бы: он выглядит так несовременно рядом со страной. Он еще не знает, что в стране ничего не изменилось. Неважно, на тебе идеально подобранная бабочка и пиджак или небесно-голубая генеральская форма: главное — любовь к родине. И ее прейскурант.
Роль Макса Андреева — циника с блестящей карьерой и потускневшим интересом к жизни — в 2011 году сделала Данилу Козловского актером №1. С тех пор он только набрал мощи. Его преображение из заросшего дауншифтера в щеголя, одетого с иголочки, достойно отдельной рекламы мирового бренда (одна, в компании с Кирой Найтли, у него уже есть). Внутренний конфликт героя тоже показан в тончайших деталях. Так что проблема не в актере и его игре. Проблема в самом герое.
«Духless-2» довольно долго выглядит смелым политическим детективом. Как нечто среднее между современными американскими сериалами и романом «Милый друг»: Мопассан тоже под видом отдельно взятого карьериста в шкуре журналиста описывал пороки современного ему французского общества. Отличие в деталях. То, что в контексте всего фильма выглядит иронично и свежо, в конце оборачивается леденящим цинизмом. Там главный герой, который и так весь фильм балансирует между ложью и предательством, решается на последний и решительный шаг. Сначала облачает лживое государство, а потом с готовностью становится его полноправной частью. Точнее — инструментом.
Так, с шутками да прибаутками, «Духless-2» расправляется не только с дутыми инновациями или парочкой карикатурных коррупционеров. Он втаптывает в асфальт саму идею либерализма в России. По невообразимому совпадению — день в день с похоронами самого последовательного политика, который отстаивал эту идею.