Несмотря на свою популярность, сумасшедшие гонорары и завидный список клиентов, среди которых самые известные люди — от королев и президентов до спортсменов и актеров, — Альберт Уотсон оставляет впечатление скромного человека: интеллигентные очки, черная кепка, надетая задом наперед, внимательный взгляд и спокойствие в голосе — словом, никакой звездности.
— Вы изучали графический дизайн в колледже искусства и дизайна университета Данди, затем кино и телевидение в Королевском колледже искусств в Лондоне. Фотография же была только хобби до 30 с лишком лет, но в итоге стала делом жизни. Как вы думаете, это стечение обстоятельств или судьба?
— У каждого человека в голове есть некие электрические импульсы, которые должны сложиться в определенную мозаику. Фотография стала для меня таким элементом мозаики, благодаря которой все встало на свои места. У людей есть предрасположенность к тому или иному виду деятельности — по каким-то мистическим причинам или по воле судьбы. Например, у меня был один друг в школе, который хорошо схватывал языки. Он быстро выучил французский язык. Но его отец хотел, чтобы сын изучал русский. Он пошел в специальный класс по изучению русского языка и в итоге стал главой русского отделения Эдинбургского университета. Так он нашел возможность реализовать свою страсть к языкам. Я рассказал эту историю, чтобы показать, как то или иное дело может сложиться в идеальную картину. Фотография стала для меня таким делом. Хочу подчеркнуть, что фотография никогда не была хобби для меня. Я всегда к ней относился очень серьезно.
— Удивительный факт: многие великие художники имели проблемы со зрением. У вас тоже так сложилось. Считаете, что это помогло вам увидеть окружающий мир иначе и достигнуть мастерства в фотоискусстве?
— Сложно ответить, потому что я родился слепым на левый глаз, я не знаю, что значит смотреть на мир двумя глазами. Мой здоровый глаз дает возможность всей визуальной информации поступать в мозг. Да, когда я смотрю вокруг, то хорошо вижу все, что справа от меня, а чтобы увидеть все, что слева, мне нужно повернуть голову. Но фотограф для работы обычно использует один глаз. Для съемки на телефон или планшет ваш нужно два глаза, а профессиональный фотограф смотрит на мир в видоискатель одним глазом. Так что не думаю, что есть какая-то разница в этом смысле между мной и фотографами, у которых оба глаза здоровые. Хотя, кто знает, возможно... Кстати, я много лет носил очки без диоптрий — это мне посоветовал врач, чтобы уберечь мой видящий глаз. Недавно только надел очки с коррекционными стеклами.
— Первым знаменитым человеком, которого вы сфотографировали, стал Альфред Хичкок — эта рождественская фотография, где он держит гуся за шею, сразу принесла вам успех. Как получилось, что вас, тогда еще совсем неизвестного фотографа, пригласили на эту съемку? Вы сами придумали композицию снимка или воплотили идею журнала?
— Я работал фотографом с 1970 по 1974 год в Лос-Анджелесе, а с 1974-го по 1976-й и в Лос-Анджелесе, и в Нью-Йорке — у меня было две студии, а в 1976-м окончательно переехал в Нью-Йорк и по сей день работаю там. Так вот, когда я работал в Лос-Анджелесе, главный редактор по западному побережью журнала Harper’s Bazaar увидела какие-то мои снимки, они ей понравились, и она посоветовала Harper’s Bazaar в Нью-Йорке пригласить меня для съемки. Не могу сказать, что тогда я сделал свои лучшие фотографии, потом было очень много снимков, которые были намного лучше. Но эта съемка дала мне уверенность. Этот снимок делался для рождественского выпуска журнала. Немногие знали, что Альфред Хичкок был большим гурманом и очень хорошо готовил, а редакторы журнала знали и предложили поговорить об этом и дать свой рецепт приготовления гуся. Предполагалось, что на фото он будет держать готового гуся на блюде. Есть английское выражение «приготовить собственного гуся», оно означает «вырыть себе яму», «попасть в беду по собственной вине». Я предложил вместо фото с подносом другую идею — где Хичкок держит ощипанного гуся за шею, а на ней рождественская ленточка, чтобы было понятно, что это праздничный гусь. Моя идея сразу понравилась — даже не пришлось делать фотографию с подносом.
— Вы всегда сами придумываете концепцию или порой следуете идее заказчика?
— Бывает по-разному: иногда я придумываю сам, иногда ее привносят люди, которых я фотографирую. Например, когда я снимал Мэрилина Мэнсона, он принес с собой много одежды. Я выбрал из нее военный шлем, потому что заметил татуировку на пупке, похожую на след от пули. Я сказал: «Такое ощущение, что вы пустили себе пулю в живот!». Он ответил: «Точно!». И мы сделали такой снимок, где он указывает на свою «рану». Я всегда близко взаимодействую с человеком, которого фотографирую. Люблю, когда в фотографии гармонично сочетаются простота и глубина. Но глубокая идея может быть обманчива. Мне, например, нравится фотограф Анни Лейбовиц, но иногда ее идеи слишком тяжеловесны. Она много всего накручивает, и за этим не видно личности человека, ее подавляют декорации, идея автора, концепт. Хотя ее фотографии очень хорошие.
— Один из ваших героев тоже считал, что во всем нужно стремиться к простоте и глубине, — я имею в виду Стива Джобса. Вы снимали его в 2006-м, когда он уже боролся с онкологией...
— Я не заметил, что он болен, и не знал о его болезни. Он был очень энергичным.
— Какое в общем впечатление он на вас произвел?
— Я снимал много актеров: Джонни Депп, Клинт Иствуд, Би-Би Кинг, Джек Николсон, Мик Джаггер, Ума Турман, Наоми Кэмпбелл… Все они очень харизматичны, они хорошо получаются, с ними работать легко. У людей из бизнеса, даже самых успешных, зачастую такой харизмы нет. А у Стива Джобса она была. От него исходила какая-то необычайная сила, мне было очень интересно с ним работать.
— Вы снимаете не только людей, но и предметы. Хорошо известны ваши снимки печатки Тутанхамона или золотого костюма Элвиса Пресли. Но я хочу спросить о фотографии шимпанзе, держащей револьвер. По-моему, это метафора ярко отражает то, что сейчас происходит в мире, вы согласны?
— Скорее в Америке. Я вообще много работал с шимпанзе — мне нравятся эти животные, из-за того что с ними легко коммуницировать. Они повторяют твои движения, жесты, мимику. Если закричать — шимпанзе тоже будет кричать. Смысл фото читается легко: я хотел показать, насколько опасно дать обезьяне ружье, а это происходит повсеместно. Но я хочу отметить, что в этом снимке важна графика и режиссура, которые я изучал еще в университете и постоянно применяю в своих работах. Во всех моих снимках есть кинематографичность, графика или сочетание и того и другого. Этот снимок (указывает на одно из фото в экспозиции) построен по законам кино: на первом плане хмурая девушка, над горизонтом нависает такая же хмурая туча, а за ее спиной автомобиль, где веселятся ее друзья. Зритель сразу думает: что случилось с этой девушкой, почему она не веселится с ними? Или на этом фото (подходит к соседнему снимку) девушка в вечернем платье стоит рядом с мотоциклом, хотя логичнее было бы, если бы рядом был лимузин. У нас опять вопрос: откуда этот диссонанс, где ее шикарное авто? В фотографии с револьвером и обезьяной меня тоже волновал контраст и смысловой, и визуальный, графический. Чтобы его достичь, я использую разную печать: серебряно-желатиновую печать, ирис-принт и т.д. Многие фотографы сейчас отправляют фото по почте, а галерея их печатает как хочет. Я всегда печатаю фотографии сам.
— Это говорит о мастерстве. Напоследок хотелось бы спросить, кого из известных в России людей вы хотели бы сфотографировать?
— Думаю, вы знаете — Владимира Путина. Хочу сказать, что я видел очень много его фотографий — в том числе забавных, на мотоцикле или топлесс, но не видел ни одной удачной.
Выставка организована при поддержке Ahmad Tea.