Культ усатых и хвостатых братьев наших меньших существует еще со времен Древнего Египта. Котики нередко встречаются на картинах признанных мастеров — Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Пабло Пикассо, Энди Уорхола etс. А в последние годы мурлыки стали сетевым трендом — на гране помешательства. Вот любопытная статистика: на запрос «кот» поисковик выдает 448 миллионов упоминаний, на запрос «любовь» — 206 млн, «Украина» — 157 млн, «Путин» — 21 млн, «ми-ми-ми» — 216 тысяч. Причем коты выступают не только в роли «няшных» персонажей, но и становятся выразителями разного рода идей — от сатирических до политических. Потому куратор Егор Кошелев решил предложить современным художникам и обычным пользователям поучаствовать в проекте, призванном осмыслить популярный интернет-мем. Результат полугодовой подготовки выставки стал сюрпризом даже для него — продвинутого интернет-пользователя, художника, хорошо знакомого с трендами современного искусства.
…Зал Нового Манежа от пола до потолка заклеен черно-белыми фотографиями милейших питомцев. Снимки кошатников стали фоном для концептуальных, декоративных и иронических работ художников, каждый из которых специально для выставки готовил картины и инсталляции (выставлены работы 200 участников, 80 из них — профессиональные художники). Спектр тем поражает разнообразием. Котики выступают в роли целителей и террористов, модников и политиков, превращаются в татуировки, храм Василия Блаженного и даже гигантский бабушкин ковер. Выходят на митинг с лозунгами «Дайте поесть!», «Люблю колбасу!» и «Давайте шуметь!» (в работе Константина Звездочетова). Сливаются со мхом у Дамира Муратова. Становятся объектом поклонения у художника Кривошапкина. Он изобразил гигантского малыша Васаби — котенка, которого в прошлом году спас японский блогер от неминуемой смерти (его чуть не заклевали птицы). Чтобы котенок не двигал сломанной челюстью, японец связал для него костюм в виде забавного грибочка и сделал для него страничку в Сети, которая стала страсть как популярна — волна докатилась и до России. А в инсталляции Ростапа Тавасиева «Симптомы аллергии на котиков» плюшевые коты так и вовсе справляют нужду... на изображения Обамы, Яценюка, Порошенко и Кончиты Вурст! Эта работа отнюдь не политический манифест, а реакция автора на засилье Интернета «мемо-иконками, которые регулярно вторгаются в нашу жизнь, хотя мы имеем слабое представление о реальном Обаме или Кончите», как резонно заметил куратор проекта Егор Кошелев.
Коты как предмет искусства. Репортаж с выставки
Смотрите фотогалерею по теме
— Кот в сетевом пространстве приобрел статус мема, персонажа, который упрощает существование пользователя в Сети, — говорит «МК» Егор. — Интернет стал местом творческой, профессиональной и эмоциональной активности. Это место хочется обжить, а котик выступает как вспомогательный инструмент. Часто можно наблюдать, что снобистские тексты снабжаются забавными картинками с котиком, чтобы показать: да, я умный, но ничто человеческое мне не чуждо. Cute — няшность, милота — стало эстетической категорией. К тому же кот сам по себе — существо более сложное, чем другие домашние животные. С одной стороны — это мягкий комочек, которого хочется приласкать, а с другой стороны — кот часто ведет себя более независимо, чем хотелось бы нам. Это сложное загадочное существо, которое часто фигурирует и в русской культуре, например в лубке. Достаточно вспомнить сюжет «Как мыши кота хоронили», который является аллюзией на смерть Петра I.
Коты как предмет искусства. Репортаж с выставки
Смотрите фотогалерею по теме
Здесь стоит упомянуть одну работу, выделяющую на общем фоне проекта и подтверждающую слова куратора проекта. Концептуальную смеху авторства Натальи Никуленковой, которая переосмысляет образ Кота-Баюна и понятие «ежкин кот». Художница составила любопытную смеху, где кот стал чуть ли не центром мироздания и оказался связующем звеном между такими понятиями, как «война», «людоедство», «мифология», «умиление», «власть», «идеология» и «неолиберализм». Вот уж где кот становится философской единицей космического порядка...
Коты как предмет искусства. Репортаж с выставки
Смотрите фотогалерею по теме
— Егор, а у всех ли участников есть дома коты?
— Вовсе нет. Мы говорим о котах как об эстетической категории, исследуем персонаж. Но действительно у многих, в том числе у меня, есть дома кошки. Более того, многие участники присоединились к проекту в середине или под конец, потому что им интересна сама тема. А проект готовился полгода. Честно говоря, я ожидал в итоге увидеть сумму работ, в большей мере затронутых влиянием Сети. Но больше оказалось работ, связанных с такими феноменами, как низовая культура, конъюнктура. Получилась выставка острая, колючая, полная сарказма, хотя думалось, что котик должен стать реципиентом чего-то трогательного и милого.
Коты как предмет искусства. Репортаж с выставки
Смотрите фотогалерею по теме