Первая. Пушкинская елка - как ее называют в народе - единственная в Москве, где одновременно проходят три программы. Сначала – общая для детей и родителей, потом у детей – своя, у взрослых – своя. 15 лет назад в музее родилась идея проведения особенных новогодних мероприятий – от которых могли бы получить удовольствие и взрослые тоже. Она оказалась до простого гениальной, поскольку, как говорится, витала в воздухе. Ведь основной музейный комплекс располагается в архитектурном памятнике начала XIX века – городской дворянской усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых на улице Пречистенка. И в ней, как и положено было в ХIX веке, проходили новогодние дворянские детские балы, куда пол-Москвы привозило своих чад. Прошел почти два века, чтобы они возродились – конечно, в современной аранжировке. К счастью, идею музейщиков поддержали и по сей день в столичном правительстве. А в билетах с тех пор так и написано: Семейные Рождественские и Новогодние балы в старинной русской усадьбе.
За второе отличие музею поначалу сильно досталось от публики. Но пушкинцы устояли – и это было сознательное и даже принципиальное решение: новогодние подарки должны быть без конфет и игрушек. Только «пища духовная»: книжки (например, сказки Пушкина с иллюстрациями Мавриной); тематические, связанные с коллекциями музея альбомы-раскраски; календари с изображениями музейных экспонатов (в этом сезоне, например, он называется «Татьяны милой идеал» и посвящен выставке «Литература в фарфоре»). Причем, у ребенка – свой подарок, у родителя – свой. Подарки придумывают каждый год разные и в сувенирном киоске потом такой не купишь. Только если попал в число 10 тысяч счастливчиков, купивших билет (идут балы с 21 декабря по 9 января).
Третья «фишка» появилась сравнительно недавно – спектакли, которые показывают детям, – каждый год разные! – записывают на диск и дети получают в конце аудио-версию того, что они только что посмотрели. Таким образом, понравившаяся сказка остается с детьми и после праздников. Кстати, как сказали в музее, есть уже и профессиональные видео нескольких спектаклей. Вот бы их выкладывали на сайте!
Причем, если билеты на елки раскупают уже в октябре, то репетиции на сцене начинаются только в декабре. Потому что половина участников спектакля – сотрудники Детского центра музея, а другая половина – артисты театров, занятые в спектаклях у себя. Собираются вечерами, уходя в ночь. 21 декабря – генеральная репетиция уже со зрителями (как правило, на них приглашают ребят из многодетных семей из детских домов или малообеспеченных).
Из самых удачных называют спектакли, поставленные по сказочной классике – «Аленький цветочек», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде». Конечно, не буквальная инсценировка, а адаптация для сцены (на спектакль отпущено всего 40 минут).
Последние годы в музее решили расширить список – к произведениям русской литературы добавили и культурное наследие других стран. В прошлом году ставили спектакль по мотивам старинной английской сказки «Юный Роланд», в этом вспомнили об увлечении Пушкина востоком, прежде всего – персидскими мотивами. Вот уже многие годы бессменный автор сценария и режиссер спектаклей Екатерина Конова перечитала немало персидских сказок, чтобы написать по их мотивам «Сказку о прекрасной дочери шаха, ее мудрой служанке и коварных разбойниках». Ведь сюжеты восточных сказок, как правило, не детские. И ставить, скажем, «Тысячу и одну ночь» для зрителей от 6 до 11 (на этот возраст ориентируются организаторы балов) было б, как минимум, странно. Да и логика поведения персонажей – их способы достижения целей в восточных сказках вызвали б недоумение у московских детей. Менталитет – дело тонкое! Поэтому спектакль выстроен как динамичное представление с простым и ясным сюжетом, с большим количеством песен и танцев, наполненный юмором, понятным детям, но имеющий и взрослый подтекст. Артисты – выпускники Института культуры. Они – одна сплоченная и сыгранная команда, которая много лет собирается в этом составе на новогодние спектакли в музее. Как любые артисты, конечно, любят иногда «похулиганить», разыграть друг друга – особенно на последней, как они сами ее называют, «зеленой» елке. Вот и на этот раз не обошлось без подколов. В ключевой момент, когда главная героиня Алия должна была «уронить» разбойника и своего возлюбленного в сундук, что он с собой притащил, «вдруг» оказывается, что тот – занят. Из сундука, который по спектаклю должен быть пустой, выскочила с визгом другая героиня. Актриса, играющая Алию, отреагировала на неожиданность моментально: «Что за разбойники! Ну и нравы у вас!» А ее возлюбленный Амир шутил не только на финальном представлении – некоторые реплики вдруг начинали звучать с узнаваемыми интонациями известных актеров. Как правило, тяжелее всего артисту не «расколоться», то есть не рассмеяться, когда происходит что-то простое, совсем детское. Так в последнем спектакле разыграли одного из главных героев – шаха. Он по ходу действа сравнивает дочь с хурмой и должен взять с подноса хурму (настоящую!). и дальше у него целая мизансцена с заморским фруктом в руках. Должна быть. А не получилось. Коллеги по сцене приклеили хурму к подносу!..
Новогодний сезон закончился. Но теперь тут думают-размышляют: не показать ли восточную сказку на Неделе детской книги, которая традиционно проходит в музее А.С. Пушкина во второй половине марта. Ведь на ней повторяют, как правило, лучшие из новогодних спектаклей.