Где вы видели робкого принца?
Каждая женщина встречала на своем пути вот таких среднестатистических мужиков, которые к 35-36 годам хороши только тем, что не женаты и для поклонниц на гитаре играют. Ответьте сами себе на вопрос, насколько привлекательным для вас был бы такой ухажер? Добавьте к этому его робость, нерешительность, мягкотелость, слепую преданность матери, пьющих без меры друзей и несомненные проблемы с алкоголем у него самого. Что бы вы сказали? Покажи вам такого «героя», вы вряд ли выбрали бы его своим принцем.
Но почему-то он запал в душу своей невесте Гале. Вероятно, именно по причине своего холостого положения, а также ее любви к контролю и доминантной позиции. Но об этом позже.
Главная проблема нашего героя ( и еще половины населения страны) - это отсутствие сепарации. То есть здорового, зрелого отделения от своей матери и выстраивания собственной жизни. Часто можно наблюдать, как "маменькины сынки», взрослея, заменяют маме мужа. Неосознанно, конечно, но жертвуют возможным партнерством с женщиной, чтобы мама не осталась одна и не почувствовала горечь одиночества и разочарования.
Естественно, на такого мужчину может «охотиться» тоже не вполне зрелая женщина.
Мученица Галя из сказки «Морозко»
Плавно перейдем к Гале, его невесте. Молодая, с виду знающая себе цену и целенаправленная женщина оказалась в непростых отношениях с самым занудным и посредственным человеком. Возможно, социальный статус, интерес к ней и пассивный склад личности сделали бы его послушным и примерным мужем, но вероятнее всего, алкоголиком. Двух доминантных женщин рядом с собой: маму и жену, герой бы не выдержал.
Что касается Гали, то скорее всего, она плохо знает и не ценит себя как женщину. В некоторых случаях ( хотя в фильме общих сцен было не много) женщина со здоровой самооценкой уже десять раз бы плюнула на такого мужика, который предложение внятно не может сделать, зато сдабривает свой рассказ историями своих прошлых отношений. Однако, Галя мученически терпит и ждет, когда наконец ее жертвенная позиция принесет свои плоды.
Кстати, в коллективном бессознательном есть множество убеждений, что жертвенность женщине к лицу. Стоит вспомнить сказку «Морозко», когда главная героиня стоически терпела холод и врала в лицо Морозу про то, что ей тепло. Это было «правильно». За что в сказке она была щедро одарена. А вот ее сестрица за то, что ответила по-человечески: «Ты что, старый? Сдурел?», получила «по заслугам» за свое неумение терпеть страдания молча и безропотно.
Так что Галя, как особый собирательный образ жертвенности, абсолютно на своем месте в этой картине. И, возможно, раз в который раз женщины, пересматривая этот фильм, сочувствуют брошенной в Москве красавице.
Старый и скучный муж вместо одиночества
Их отношения построены по простой системе компромиссов: он соглашается скрасить ее женское одиночество (ни о какой любви там и речи нет), а она соглашается не замечать его возраст и все ту же несостоятельность в личном плане. Зато миру можно явить вполне благопристойную картину. Не стыдно ни перед коллегами, ни перед подругами. Если бы эти герои создали бы семью, то такой брак в психологии называется функциональным. Те из него исключены переживания, зато по умолчанию решается с помощью друг друга ряд личных и социальных проблем. Внутри семьи отношения сугубо формальные, иногда даже теплые, но они далеки от подлинной наполняющей близости, которую люди могут создавать друг с другом.
Надя симулирует личную жизнь, чтоб остаться с мамой
В мужчинах она, надо сказать, не разборчива: женатый любовник, стареющий жених и пьяный в дрова неизвестный человек, который спит на ее диване. А в сложившейся ситуации подошел бы любой, чтобы выйти из затянувшихся отношений с Ипполитом, которые грозились обернуться замужеством.
Невеселая история получается - «Ирония судьбы!» Пофантазировав на тему продолжения истории, если бы не появилась надпись «Конец», мы бы пришли к выводу, что два до конца не отделившихся и не повзрослевших человека встречаются. Скорее всего, они будут использовать друг друга, чтобы отделиться от собственных матерей, выйти из своей инфантильной позиции.
Кстати, неплохой исход получается. Но это не гарант того, что они бы также не порвали отношения, когда встал бы вопрос: где и как жить, кто к кому переезжает, как строить быт, который до этого они сами не строили? Множество вопросов, мало опыта в решении.
Тем не менее, каждый год, а этот не будет исключением, мы снова прилипнем к экранам, когда увидим первые знакомые кадры. Все потому, что образы картины невероятно архетипичны — то есть собирают в одном герое все бессознательное населения большой страны. И страдания оставленной женщины, и поиск искры, внезапной, пьянящей любви, и даже психологические трудности героев.
Я абсолютно не утверждаю, что предложенный текст статьи - это истина в последней инстанции. И уж точно никакой не диагноз. Моя цель лишь разжечь любопытство сыщика и исследовать, какие психологические послания между строк заложены в наши любимые фильмы? Наше любопытство и наблюдательная позиция способны сделать нас мастерами общения, а также научиться распознавать свои и чужие скрытые мотивы, которые гораздо чаще управляют нашим поведением, чем сказанные вслух.
Мария Дьячкова, психолог, семейный терапевт.