Однако дух премии возникал постепенно. Первым и без опоздания, чуть ли не за час до начала, пришел Виктор Сухоруков. Ну да, многочисленные роли высших сановных особ дают о себе знать.
— Я как актер не сторонник пьедесталов и конкуренции. Нет слова для меня «приз» и «премия», а есть слово «подарок». Лучше дарите подарки! Хотите — холодильниками, утюгами, электробритвами! Пусть это будет некий знак признания, уважения, восхищения, но не спортивные термины. А всем начинающим я пожелаю оставаться талантливыми людьми и трудоголиками. А мэтр, полумэтр ты, четверть или кончик — это не так важно!
А из начинающих первой появилась очень талантливая Надя Лумпова (лучшая актриса в категории «Начинающие»): «Для меня это уже вторая премия «МК», — говорит она, — и я очень рада, что на этот раз наградили именно наш спектакль «Машенька». Для меня это очень важная история, с которой многое связано. Много там выстрадано, выплакано, выделано».
Пресс-зал заполнился. А вместе с заходившими людьми проникал и тот самый дух — дух творчества и его величества Театра. Вовремя, само собой, не начали, ждали кого-то. Кого? Вы еще спрашиваете! Олега Павловича Табакова. Все-таки у каждой премии есть свои незыблемые традиции, которые необходимо выполнять. Так вот, одна из них — присутствие ОЧЕНЬ БОЛЬШОГО МЭТРА на нашей церемонии. И не просто присутствие… Все победители, получив награду, должны, понятное дело, сказать дежурные (но очень важные!) слова, поблагодарить тех, этих, но главное… Главное выразить свою признательность «МК», а вслед — Олегу Павловичу, отцу родному всех артистов. Просто так надо, и все.
Признательность «МК» и Табакову выражали: «Начинающие», для которых вообще видеть в первом ряду перед собой большого русского артиста — просто великая радость; «Полумэтры» и «Мэтры». Впрочем, еще до знаков благодарения не изумился, решив, что так необходимо по сценарию. Гоголь — он и в «МК» Гоголь.
Марина начала вновь: «Итак, сегодня произошли следующие события: умерла княжна Тараканова, Лев Яшин получил «Золотой мяч» и… исполнилось 95 лет нашей газете!»
В принципе все мэтры и наиболее раскрученные полумэтры проявили необычайную тактичность и никоим образом не тянули одеяло на себя: Константин Хабенский — лучшая роль в категории «Полумэтры» — приехал прямо из аэропорта:
— Правильно сейчас сказала Татьяна Аугшкап: каждая премия бодрит. В первую очередь это приятно не только мне, но и моим близким, а также всем, кто помогал создавать этот спектакль. Значит, что-то мы не зря сделали.
Иосиф Райхельгауз и Игорь Верник (у него наша премия — вообще первая в жизни, и это при такой популярности!) точно понимали мизансцену. Несмотря на высшие персональные призы, они здесь все еще и служили статистами на бенефисе одного человека — Олега Павловича Табакова. И каждый с удовольствием играл в эту игру — потому как в принципе это было справедливо.
Евгений Миронов, актер года: «Спасибо «МК», что отметил постановочную часть спектакля «Гамлет/Коллаж», потому что от них зависит, выживу я или нет. В прямом смысле слова. А также, несмотря на то, что Олегу Павловичу спектакль не понравился, хочу повторить: «Слава Табакову!». В спектакле я играю 11 мужских ролей и 2 женские роли. Думаю, надо не останавливаться на этом. Теперь вслед за «Гамлетом» можно сыграть в жанре моноспектакля еще и «Вишневый сад», и «Оптимистическую трагедию...»
Когда все успевшие к раздаче получили свое, вдруг появился Иван Янковский (лучшая мужская роль — Максудов, номинация «Начинающие», спектакль «Записки покойника», Студия драматического искусства). «Извините, я тут в пробку попал…» — «Хорошо начинаешь, — заметил Евгений Миронов и тут же, практически без паузы: — А вы что думаете об Олеге Павловиче Табакове?» Янковский сильно смутился, так как еще не знал правила большой игры. Но ему популярно объяснили.
Ну а в самом конце слово взял тот, кому эта премия и посвящалась. Табаков сказал несколько добрых слов о возрожденном спектакле «Номер 13D»: «Год уже у нас посещаемость опять 99,9%. Это очень важно. Я же не говорю, что мы делаем совершенный спектакль. Но он пользуется вниманием и безусловным доверием зрителей. Важно помнить, что мы играем не для царя-батюшки и не для кого-то еще, а для зрителей» — и рассказал историю.
— Мы как-то плыли на гастроли на теплоходе, и Женька Евстигнеев, самый гениальный из всех гениальных, вдруг говорит: «Я сейчас им Чехова прочту» (Табаков буквально точь-в-точь показал великого Евстигнеева). Вышел на палубу: «Душечка», Антон Павлович Чехов». Три минуты он так читает, пять, и тут капитан корабля пошевелил что-то у себя в интимном месте (это было оружие) и вдруг как заорет: «Пошел вон, сука!» Так Олег Павлович расцветил свое выступление, посвященное нерушимой, но опасной связи театра и зрителя.
А дальше все как всегда — большая коллективная фотография. И опять Табаков рассказал историю о единственном и неповторимом русском слове, которое в таких случаях нужно говорить. Ну, чтобы все засмеялись, а все и засмеялись. А что, плакать?! Все-таки жизнь продолжается. Такая непонятная, бесшабашная, дурацкая жизнь, которую в день своего рождения так раскрасила наша газета.