Британская газета The Guardian поместила на пятое место в рейтинге лучших лент 2014 года фильм «Левиафан» российского режиссера Андрея Звягинцева, выдвинутый Россией на "Оскар" и получивший приз за лучший сценарий в Каннах, а также ряд других призов европейских и мировых кинофестивалей.
Ранее издание уже назвало фильмы, попавшие в конец рейтинга, - от десятого до шестого места. Шестую позицию списка заняла драма «Два дня, одна ночь» бельгийских режиссеров Жан-Пьера и Люка Дарденнов с французской актрисой Марион Котийяр в главной роли. Триллер «Стрингер» с Джейком Джилленхолом расположился на седьмом места рейтинга, в то время как «Ида» польского режиссера Павла Павликовского оказалась на восьмой строчке, несмотря на то, что фильм вышел еще в 2013 году. Криминальная комедия «Отель «Гранд Будапешт» заняла девятую позицию, а замыкает десятку анимационный «Лего. Фильм». Какие картины, помимо "Левиафана", вошли в пятерку лучших кинокартин 2014 года, станет известно позднее.
Сам Звягинцев ранее в интервью The Guardian заявил, что был удивлен тем, что его фильм, явно не соответствующий "патриотической" повестке дня в стране и политике правительства, выбран представлять ее на "Оскаре». По словам режиссера, живя в России, ощущаешь себя "как на минном поле": "У вас нет особых перспектив - ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не "подключены" к ценностям системы. Это глупое устройство общества, которое является вечным проклятьем нашей территории. Здесь крайне трудно обсуждать идеи верховенства закона и равноправия, а дискуссия в обществе существует, но она бессмысленна. У меня есть ощущение абсолютной бесполезности обладания здесь правом голоса. Мне 50 лет, и я ни разу в жизни не голосовал на выборах, потому что я абсолютно уверен, что в нашей системе это совершенно бессмысленно".
"У меня есть ощущение абсолютной бесполезности обладания здесь правом голоса. Мне 50 лет, и я ни разу в жизни не голосовал на выборах, потому что я абсолютно уверен, что в нашей системе это совершенно бессмысленно. Таким образом, если отвечать на ваш вопрос, то да, я был приятно удивлен, - продолжил режиссер, отметив, что идеи, лежащие в основе фильма, актуальны везде в мире, но, "конечно, этот фильм о России". - Это очень русский фильм. Мы живем в феодальной системе, когда все находится в руках одного человека и все остальные находятся в вертикали подчинения". По словам Звягинцева, "депутаты называют себя борцами за мораль", однако при этом "не понимают, что их задача в том, чтобы сделать жизнь людей лучше, а не этичнее".
"Левиафан" снят по мотивам истории ветхозаветного праведника Иова, которого Сатана испытал на истинность Веры всеми земными несчастьями. Режиссер перенес события этого предания в современную российскую действительность, подвергнув сходному испытанию своего героя Николая. Лента интересна философской, идеологической подоплекой, ведь в ходе ее создания режиссер попытался раскрыть темы, которые в прошлом поднимали Достоевский и английский философ Томас Гоббс. К наиболее известному философскому сочинению последнего "Левиафан", посвященному природе власти и способам наилучшего обустройства государства, и отсылает название фильма.
Мировая премьера фильма состоялась в основной конкурсной программе 67-го Каннского международного кинофестиваля, где фильм был удостоен награды «За лучший сценарий». Кроме того, лента уже получила несколько наград европейских кинофестивалей, в частности Гран-при фестиваля в Мюнхене и главный приз кинофестиваля в сербском Паличе. Фильм уже закуплен более чем в 50 странах. В середине октября картина была выдвинута на соискание премии "Оскар" от России. В отечественный прокат фильм выйдет в феврале.
Наградами международных смотров отмечены и другие картины Звягинцева: "Изгнание" — призом "За лучшую мужскую роль" и "Елена" — специальным призом программы "Особый взгляд" в Каннах, "Возвращение" — призами "За лучший фильм" и "За лучший дебют" Венецианского фестиваля.