МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Уик-энд с Ольгой Дыховичной и ее мамой

Покажут фильм Ивана Дыховичного «Европа-Азия»

Фото: Сергей Иванов

Открылся от мини-фестиваль 5 декабря картиной «Метаморфозы» Кристофа Оноре. В субботу и воскресенье покажут еще несколько заметных картин, самых разных — от знаменитого румынского фильма с богатой фестивальной судьбой «12.08. К востоку от Бухареста» до казахстанских «Уроков гармонии», от лауреата Каннского кинофестиваля «Party girl» о реальной 60--летней стриптизерше до «Европы-Азии» Ивана Дыховичного. Ничего этого могло бы и не быть, поскольку денег на фестиваль Министерство культуры выделять не собиралось. И его организаторы бросили клич, на который откликнулись сотни их почитателей. Деньги собрали всем миром. Тут жест доброй воли сделало и Министерство культуры.

Мы разговариваем с Ольгой Дыховичной перед самым открытием фестиваля.

- Вам отказали в господдержке и... Как развивались дальнейшие события?

- Ответа «Нет!» не было. Мы забили тревогу не потому, что нам отказали, а потому что не получили никакого определенного ответа. И обратились к зрителю. Это была публичная попытка провести экспертизу и понять: нужен ли наш фестиваль, и кто мы есть? Нужно ли вообще кино? Есть ли потребность собираться вокруг него? Сейчас столько интернет-платформ, которые могут показать разное кино. И зритель ушел туда. Когда мы получили человеческий отклик в виде комментариев, писем, а потом зритель нам помог еще и рублем, все это стало проявлением того, что фестиваль нужен городу. У нас есть своя ниша маленького фестиваля, который существует в том числе и для для кинематографистов, оказывает поддержку молодым режиссерам.

- А сколько денег вам удалось собрать посредством краудфандинга?

- 1 миллион 200 тысяч. Это большие деньги. Мы пришли в Министерство культуры и в Департаменте культуры города Москвы с новыми аргументами, привели отклики кинематографистов — Дуни Смирновой, Бакура Бакурадзе, Дмитрия Мамулия, Анны Меликян. На нашей странице в соцсетях они оставили свои комментарии, написали, чем для них является фестиваль. И Министерство культуры поддержало нас в 2014 году. А Департамент культуры окажет нам поддержку в 2015 году. Мы понимали, что трудно планировать фестиваль на весну и лето. Очевидно же, что происходит в кино и культуре в целом. Экономический кризис оказывает сильное влияние. Мы работаем с европейскими картинами, и то, что вчера стоило одних денег, сегодня в два раза дороже. Трудно обвинять в этом людей, создающих авторское кино. Потому что для них это единственный инструмент существования. Это нормальная часть коммерческй жизни авторского кино на таких фестивалях, как наш. Мы решили, что если уж и проводить фестиваль в 2015 году, то сразу. У нас и программа готова. В России закрылись компании, занимавшиеся дистрибуцией авторского кино. Это ужасно. Зритель не увидит в кинотеатрах многих настоящих картин. Соответственно фестивали становятся в этом контексте еще более важны. В январе мало что происходит, и зритель, возможно, с благодарностью воспримет то, что мы покажем ему в это время. Для нас это эксперимент. Как и освоение новой площадки Музея Москвы. Думаю, она нам даст многое.

- Получается, что Министерство культуры оказалось чувствительным, на него подествовали отклики кинематографистов и пожертвования зрителей?

- Я очень рада, если это так. Наверное, всегда нужны аргументы. Если ты приводишь доказательства в виде профессиональной и зрительской экспертизы, то на них не могут не отреагировать. Тут важна настойчивость. Экспертиза показала, что у нас есть зрители, которые придут на фестиваль.

- А зачем вы бьетесь? Жили бы себе спокойнот без фестиваля.

- Я не раз задавала себе этот вопрос, когда летом мы столкнулись с тем, что фестиваля может не быть. И уже не верила, что он случится. Но зритель так отреагировал на наше обращение, что ответ пришел сам собой: «Фестиваль необходим». А для меня еще важно продолжать делать то, что делал Иван. Его картину «Европа-Азия» мы покажем в эти дни. Она была сделана в 2009 -ом, но тогда ее не заметили. Недавно я ее пересмотрела. Как же точно Иван предсказал те реалии, в которых мы окажемся. Героиня Татьяны Лазаревой решает, так где мы все-таки — в Европе или Азии? Эти тексты оказались очень актуальными.

Во всех начинаниях Ольгу поддерживает ее мама Любовь Николаевна Голяк. Они поразительно похожи. Разговариваешь с Любовью Николаевной, и кажется, что перед тобой Ольга.

- Ваша дочь организовывает фестиваль. Вы, наверное, вместе с ней за все переживаете? Что вам самой интересно?

- Прежде всего молодое кино. Я человек того поколения, которое воспитано на старых советских фильмах. Они многое в нас заложили. И сегодня мне хочется знать, чем живут молодые. Я обожаю фильм «Курьер». Там была героиня Агнесса Павловна, которая говорила: «Я каждый день смотрю телевизор. У нас прекрасная молодежь». Я с этим девизом живу. Это же наше будущее, и надо к нему присматриваться.

- Так вы просто сочувствущая или же помогаете Ольге?

- Я на подхвате. Выполняю техническую работу.

- Курьера?

- Почти! Я и зритель благодарный. Конечно, организовывать фестиваль трудно. Но когда у нас культура легко жила?. Вспоминаю Достоевского — первого сериальщика в искусстве. Он очень нуждался и «Идиота» писал главами, которые печатал в журнале. Большим художникам всегда сложно. Часто творцу кажется, что все начинается с него. Наверное, это правильно. Иначе он ничего не создаст. Самовыражение важно, но художник все равно работает на признание. Развлечений сегодня много. Еще Платон говорил, что развлечение — это часть нас. Но должно быть и размышление. Если мы будем только развлекаться, то кто мы?

- Вы такой теоретик. Ваша профессия имеет отношение к искусству?

- Нет, я — физик. Но литература и кино — мое хобби. Я могу долго рассуждать о том, что что меня взволновало.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах