Профессор Бартошевич — это профессор в высоком смысле этого слова. Невероятно хорошо образован, интеллигентен, скромен, с юмором. Вряд ли кто припомнит его спорящим на повышенных тонах: деликатный, спокойный, сдержанный даже тогда, когда внутри все кипит. Ни за что не позволит себе распущенности в виде окрика, грубости и уж тем более пошлости. Его обожают студенты.
Внук великого Качалова, отец и мать всю жизнь проработали в Художественном театре, а вот он связал свою жизнь с Шекспиром, точнее, с его театром — историей и современностью. Кандидатская диссертация «Комедии Шекспира» защищена в 1965 году, пять серьезных книг, несколько маленьких, плюс сборники. Кстати, последняя — «Для кого написан «Гамлет»?» (полновесный том в 630 страниц) — вышла только что и была представлена на Non/fiction. Звонок юбиляру:
— Алексей Вадимович, сколько вы занимаетесь Шекспиром?
— 450 лет. А если серьезно — наверное, больше 50.
— Для вас остались белые пятна в его творчестве?
— Сплошные белые пятна. Например, пятно такое: в какой степени Шекспир понимал в своих произведениях то, что мы в них понимаем теперь? Или — рассчитывал ли он остаться в памяти искусства, культуры больше, чем на несколько лет? Иными словами, думал ли, что о нем будут помнить после смерти?..
— Ваша кандидатская диссертация посвящена комедиям Шекспира. А теперь, может быть, ваши пристрастия — его трагедии?
— На этот вопрос трудно ответить. Времена меняются, меняются и пристрастия: иногда кажется, что вот настало время для «Гамлета». А потом думаешь: «Нет, лучше уж комедии». Сейчас, как мне кажется, наступил момент для его мрачных комедий — таких, как «Мера за меру», «Конец — делу венец», «Троил и Крессида». И, конечно же, плюс «Венецианский купец». Ну и непременно его поздние пьесы — «Зимняя сказка» и особенно «Буря».
— Какой главный месседж можно сегодня прочитать у Шекспира?
— Несмотря ни на что, в мире все-таки есть смысл.
Редакция «МК» поздравляет профессора Алексей Вадимовича Бартошевича с днем рождения: здоровья, сил и новых открытий!