Передо мной огромный фолиант красного цвета — а другого у Юрия Любимова и быть не могло: у его творчества только яркий, неординарный цвет. Это даже не книга, а по сути энциклопедический том, где подробно, с архивной дотошностью представлено все, что сделал мастер за 80 лет. Причем Любимов-режиссер явно вытесняет наследие Любимова-актера. 106 спектаклей почти за 50 лет работы (между прочим, ставить он начал в 45) — в фотографиях, эскизах, рецензиях, партийных документах и комментариях самого Любимова.
Этот фундаментальный труд в Центральном доме художника готовила его жена и муза (звание вдовы не для нее) Каталин Любимова.
— Каталин, ведь Юрий Петрович успел увидеть книгу?
— Да, он ее видел, читал, был счастлив, что успел… Более того, был тронут: он никак не предполагал, что этот альбом выйдет в таком объеме и оформлении. У книги талантливый дизайнер — Александр Архутик, они с Юрием Петровичем сразу нашли общий язык. Здесь действительно собраны все спектакли, которые были поставлены в России и других странах, и книга свидетельствует о месте, которое он занимал на мировой сцене. Ведь книга так и называется «80 лет в мировом сценическом искусстве».
— Какие материалы можно считать уникальными?
— Те, что опубликованы впервые. Они связаны прежде всего с постановкой опер за рубежом. Надо сказать, что до встречи с Юрием Петровичем я не обращала внимания на оперу. Я влюбилась в оперу благодаря «Борису Годунову», которого он делал в Ла Скала. У него всегда был акцент на музыку, то, чего практически нет в современных постановках. Он так и говорил: «Главный приоритет отдаю музыке».
— Я посчитала: у Юрия Петровича 88 разных наград, званий. Из них десять раз он назван лучшим оперным режиссером. Как Любимов, лауреат Сталинской премии — за роль Тятина в спектакле Театра Вахтангова «Егор Булычев и другие» в 1952 году, — относился к орденам?
— Как любому человеку, ему было приятно признание, но вообще он был равнодушен. Главное, чтобы мог делать свое дело честно. Никогда не халтурил и не позволял это делать никому в Театре на Таганке. Но это другая история, не стоит это обсуждать. Он не надевал наград, разве что только когда ему прикалывали какой-то орден на пиджак.
— Не могу не спросить: как обстоят дела с созданием мемориального кабинета Юрия Петровича?
— С 2011 года Юрий Петрович просил сохранить этот уникальный кабинет, где исторические надписи на стене, архив театра. Он совсем не хотел, чтобы стал тем мемориалом, куда водят экскурсии, где охают и ахают. А чтобы он мог стать базой для изучения богатейшего архива Таганки, наследия Юрия Петровича. К сожалению, он не дождался решения властей. Но я мужу обещала, что буду стараться сохранить все его авторское и творческое наследие и все сделаю для того, чтобы знаменитый любимовский кабинет остался.
Чтобы эта замечательная книга увидела свет, множество людей соединили свои усилия. Это прежде всего сама Каталин Любимова, мотор и двигатель проекта, Светлана Сидорина, которая тщательно на протяжении многих лет вела записи работ режиссера, делала расшифровки, хотя она математик по профессии, а также Алексей Бобровский и Эвелина Закамская, способствовавшие изданию книги.