Первый фильм снят в лучших традициях советского кино по мотивам рассказов руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского. Мы разговариваем с Александром Карпиловским о том, каким будет вторая часть.
— Как правило, продолжение следует, когда первый фильм оказался коммерчески успешным. Но вы-то намыкались со своей картиной, она долго не выходила в прокат.
— Не могу сказать, что мы намыкались. Почти на всех фестивалях, в которых мы участвовали, картина получила приз зрительских симпатий либо главный приз. Она нравится людям, и в Интернете ее смотрят. А то, что прокатная история была не очень внятной, связано с особенностями национального проката, а не с качеством картины. Герои хорошие, их полюбил зритель. Вот мы и решили сделать продолжение.
— Разве не все рассказы Сеславинского экранизированы?
— Для второго фильма мы написали оригинальный сценарий. Это совсем новая история. Об экранизации произведений Михаила Сеславинского можно говорить весьма условно, скорее мы позаимствовали в них атмосферу, настроение, идею. Это будет история про троицу уже знакомых героев — двух мальчиков и девочку — и, конечно, их собаку Савву.
— Дети-актеры те же? Они же выросли.
— Дети те же — Мишка, Димка, Лена Карасева. Они повзрослели на два года, закончили восьмой класс. Теперь им по 14. У них взрослые отношения — любовь, ревность. В новом фильме они поедут в пионерский лагерь на море. Класса, в котором они учились, уже не будет, и практически все персонажи новые, кроме главных героев.
— Чем вам так дороги пионеры?
— Пионеры тут — как некая сказочная страна, называемая Советским Союзом. Снимать историю про это время гораздо приятнее, чем про 80–90-е.
— Но юные актеры страшно далеки от вашей пионерской юности.
— Они с большим удовольствием окунулись в то время, надели пионерские галстуки. Мне казалось, что 70-е годы — какое-то безвременье, что-то серое. Но когда актеры вышли в костюмах той поры, оказалось, что люди-то одевались красиво. Как кинематографист скажу, ну что такое современные гаджеты, мобильные телефоны для современного человека? Какая-то маленькая штучка в руках. А прежние телефоны с крутящимися дисками, магнитофоны с бабинами выглядят очень фактурно, гораздо кинематографичнее, чем нынешние.
— Как вы собирали предметы той эпохи?
— Наши художники нашли одежду на блошиных рынках, провели большую работу. Надо же было набрать более ста костюмов для целого отряда детей. Все это, слава богу, есть. Специально отшивали только пионерскую форму. Что-то взяли в запасниках «Мосфильма». Если посмотреть свежим взглядом на рубахи, джинсы, ботинки тех лет, то они покажутся очень модными. Время движется по спирали. А где-нибудь в 1985-м они наверняка наводили ужас.
— У вас все по-серьезному? Нет иронии, снисходительного отношения к тому времени?
— Рассказ о том времени с позиций 2014 года и современников событий — две совершенно разные истории. Свое иронично-ностальгическое отношение у меня к происходящему, конечно, есть, но его уже зрители и критики оценят.