«Дурак» оказался понятен египетской публике. Уж чего-чего, а коррупции и произвола чиновников всем нам не занимать. Юрий Быков не умеет прогибаться и чем-то напоминает своего героя-сантехника в «Дураке», попытавшегося спасти 800 обитателей треснувшего по швам общежития. Правдолюбец-сантехник испортит банкет главе города, а потом станет жертвой тех, за чью жизнь боролся.
Каирский фестиваль оказался самобытным и светским. В то время как некоторые киносмотры в мусульманских странах только и делают, что напоминают о нормах, регламентирующих жизнь мусульман, здесь не избегают самых спорных тем. В конкурсе показали картину «Доллары на песке» Израеля Карденаса и Лауры Амелии Гусман, снятую в Доминиканской Республике. Одну из ролей в ней сыграла семидесятилетняя дочь Чарли Чаплина Джеральдина Чаплин — бесстрашная актриса, которую не смущает ни возраст, ни то, как выглядит ее худое, старое тело на экране. Ее героиня-француженка полюбит молоденькую проститутку на курорте, сделает все, чтобы увезти ее во Францию, а девчонка сбежит со своим парнем, обчистив престарелую благодетельницу. Главный приз в Каире получила фирменная иранская лента «Мельбурн» Нима Джавиди, снятая в пределах одной квартиры, о людях, в одночасье ставших преступниками по собственному малодушию.
Но еще более смелой по духу оказалась комедия «От А до Б» Али Мустафы, произведенная в Объединенных Арабских Эмиратах. Герои роуд-муви — египтянин, сириец и уроженец Саудовской Аравии — едут из Абу-Даби в Бейрут, где в 2006 году во время взрыва бомбы погиб их друг. В Саудовской Аравии они примут на грудь, будут арестованы, что само по себе из ряда вон, учитывая географию. В благополучной Иордании познакомятся с девушками из свободного западного мира. Потом попадут в охваченную гражданской войной Сирию, где их вразумят повстанцы. В этой картине нарушены все табу. А в нашем сознании арабский мир представляется скованным ими накрепко. Когда неуемных парней скрутит очередной наряд стражей порядка, египтянин услышит в свой адрес: «Тут тебе не Тахрир!». Удивительно, что все это происходило в 15 минутах ходьбы от самой знаменитой площади арабского мира, где все напоминает о недавних событиях. Колючую проволоку так и не убрали, рядом с Египетским музеем, где хранятся сокровища гробницы Тутанхамона, стоят бронетранспортеры, с которых нацелены автоматы на прохожих. Чтобы попасть в кинозал, нужно пройти несколько уровней досмотра. А местным студентам приходится выезжать в семь утра на занятия, чтобы успеть пройти все линии контроля и не опоздать на лекции.
Автор черной комедии «Нечаянно» Жора Крыжовников, герои которого пришили старушку и продолжают смотреть телевизор, в Каир приехать не смог. Он работает над новым проектом. Нам удалось поговорить по телефону.
— Вы сняли «Нечаянно» между первым и вторым «Горько!». Для чего?
— Для себя я это называю «Горько!»-антидот. Это эксперимент, «Горько!» наоборот. В первом «Горько!», поссорившись, попав в экстремальную ситуацию, герои помирились, и от этого стало хорошо. Но мне показалось, что это только часть правды, бывает и по-другому, когда люди объединяются, и от этого становится только хуже. «Нечаянно» — стопроцентная черная комедия. В полнометражном фильме пойти до конца мы не могли. Малая форма позволяет быть более радикальным в экспериментах. Я и сейчас снимаю короткий метр внутри альманаха «Страна чудес». Моя новелла называется «После нас хоть потоп». Это «Кин-дза-дза!» наоборот. Два инопланетянина случайно оказываются на Земле, не могут улететь и знакомятся с местным жителем, которого играет Тимофей Трибунцев. Я рассчитываю работать в коротком метре и дальше. Потому что это территория большей свободы. Продюсер короткого метра ищет возможность быть интересным, а не прибыльным.
— А герои «Нечаянно» — упыри? Кто этот кошмарный народ?
— Конечно, упыри. Это другая сторона простого человека. Самое страшное и интересное — то, что современный Раскольников не будет мучиться. У Федора Михайловича после убийства он впадает в беспамятство, потом приходит в себя, но он еще слаб. Его бьет. У него высокая температура, лихорадка. Для него это действительно событие. А для современного Раскольникова телевизор реальней реальности. Для моих героев происходящее в телевизоре — это жизнь, а то, что происходит с ними, — это так, само собой.