Публики собралось не меньше, чем на конкурсные ленты. Международная премьера «Дурака» состоялась еще летом в Локарно, где отметили «Серебряным леопардом» за лучшую мужскую роль Артема Быстрова. Поэтому в Каире авторов и не было. Фестивали все чаще не оплачивают расходы кинематографистам, если премьера их фильма состоялась где-то еще. Так что в Каире просто показали картину без презентаций. И она оказалась понятной египетской публике. Уж чего-чего, а коррупции и произвола чиновников всем хватает. Юрий Быков - человек смелый и отчаянный, он поступает так, как считает нужным, иногда во вред себе. Не умеет прогибаться и чем-то напоминает своего героя-сантехника в «Дураке», пытающегося спасти 800 обитателей полуразвалившегося общежития. Сантехник приходит на банкет в честь 50-летия мэра города и портит всем праздник. А потом становится жертвой алкашей и прочих жильцов общаги, которым совсем не нужны его благодеяния.
Каирский фестиваль весьма самобытный и светский. В то время, как некоторые киносмотры в мусульманских странах только и делают, что упираются в нормы, регламентирующие жизнь сограждан, здесь не избегают самых спорных тем. Так в конкурсе показали картину «Доллары на песке» Израеля Карденаса и Лауры Амелии Гусман, снятую в Доминиканской Республике. Одну из ролей в ней сыграла семидесятилетняя Джеральдин Чаплин. Она не боится своего возраста и немолодого тела, которое не всякая женщина и актриса осмелилась бы вот так выставить на всеобщее обозрение. Ее героиня-француженка, оказавшись на курорте, увлекается молоденькой местной девушкой, занимающейся проституцией. Вначале та обслуживает возрастного француза, а потом, когда он уедет на родину, станет подругой пожилой дамы. Героиня Чаплин сделает ей паспорт и французскую визу, предложит поехать во Францию. А девчонка в итоге обчистит свою благодетельницу и сбежит со своим парнем.
В комплексе, где располагается оперный театр, ставший главной фестивальной площадкой, выставлены работы современных египетских художников. Их тоже отличает смелость и свобода духа, необычность мышления, которой могли бы позавидовать европейцы, изнуренные прогрессом и достижениями цивилизации.
Еще более смелой по духу оказалась комедия «От А до Б» Али Мустафы – молодого режиссера из ОАЭ. Она рассказывает о безумной поездке троих друзей – египтянина, сирийца и уроженца Саудовской Аравии – из Абу-Даби в Бейрут, где в 2006 году во время взрыва бомбы погиб их товарищ. Парни проедут по всему арабскому миру, через Саудовскую Аравию, где изрядно примут на грудь и попадут в руки блюстителей порядка, что само по себе - вызов. Беспечно проведут время в Иордании – красивой и стабильной стране. Познакомятся там с девушками то ли из США, то ли из Израиля, а это опять из разряда нечто, и окажутся в охваченной гражданской войной Сирии, где попадут в руки повстанцев. Их, готовых к любому исходу, в итоге отпустят, дав напутствие помогать Сирии, ведь среди отчаянных путешественников есть сын сирийского дипломата. Кажется, что в этой картине все запреты нарушены. А может быть, только в нашем сознании арабский мир представляется скованным множеством табу. Казалось бы, как можно в арабском мире так вести себя с девушками, напиваться, совершать другие глупости. Одна сцена в автомастерской чего стоит, когда герои выясняют, кто здесь собственно мусульманин. А когда парней скрутит очередной наряд стражей порядка, то египтянин услышит в свой адрес: «Тут тебе не Тахрир!». Все запреты сняты, но никто не пострадал и не обижен. «От А до B» - сложный международный проект, в котором задействованы представители нескольких арабских стран, и все ради того, чтобы объединить людей и покончить с безумием, охватившим этот кипящий как котел регион. Публика смеялась на протяжении всего фильма. Удивительно, что все это происходит в Каире. Город вполне мирно выглядит, но в один из фестивальных дней в метро был взрыв. У правительственных зданий и на площади Тахрир так и не убрали колючую проволоку, а рядом с Египетским музеем, где хранятся сокровища гробницы Тутанхамона, стоят бронетранспортеры. На одном из них стоит с автоматом солдат. Да и полиция вооружена основательно. Метро и ближайшие подземные переходы перекрыто со дня событий на самой знаменитой теперь площади арабского мира.