МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Крутой все еще не вышел из детства

Композитор превратил юбилей в музыкальный альпинизм

Размах, с которым празднуется 60-летие Игоря Крутого, наводит на мысль о том, что круче и главнее у нас на данный момент нет ни композитора, ни народного артиста. Вся вторая половина года, аккурат с 29 июля, когда Игорь Яковлевич и «округлился» датой, ушла на то, что временами то тут, то там по этому случаю разворачивались грандиозные торжества (не говоря уже о медийном пространстве — телевидении, радио, Интернете, журналах и газетах, посвятивших автору, творчеству, семье, воспоминаниям-историям уйму времени). Теперь праздник добрался и до Москвы!

Тандем мирового уровня: Игорь Крутой с Юрием Башметом. Фото: Александр Рыбаковский.

Под знаком славной даты еще в июле бурлила «Новая Волна» в Юрмале, хоть и ущемленная «железным занавесом», свалившимся на Валерию, Газманова и Кобзона, но все-таки и вопреки увенчавшаяся грандиозным приемом в честь именинника в Латвийской национальной опере в самом центре так оскандалившейся Риги. В графике юбилейно-концертных торжеств несуразно значатся несовместимые на первый взгляд антагонизмы вроде Нью-Йорка и Минска, что подтверждает, однако, безграничную во всех смыслах значимость маэстро. А в минувший уик-энд ему рукоплескал Кремль. Впрочем, из всех людей, забивших под завязку зал, сам г-н Крутой выделил только одного, главного для него зрителя — свою маму Светлану Семеновну. «И раз она сейчас в зале, я все еще чувствую себя ребенком», — признался юбиляр и, скрывая под «фирменной» сдержанностью почти детское смущение и сентиментальное волнение, монументально водрузился за не менее фирменный для себя рояль.

С Александром Серовым, другом и соратником с младых лет, они когда-то сидели на трамвайной остановке в Николаеве после рабочей смены в ресторане и мечтали о том, как уедут когда-нибудь в Москву, станут известными, а песни композитора запоют самые знаменитые артисты эстрады. Все сбылось, и даже больше! Разделить с маэстро счастливые мгновения в Кремль прибыли уже не какие-то там звезды местного розлива, а сплошь «звезды мировой сцены» — изысканные и титулованные сопрано Суми Чо из Кореи и Аида Гарифуллина из Венской оперы, баритон с мировым именем Дмитрий Хворостовский, кроссовер-дива французской пробы Лара Фабиан, всемирно известный волшебник дудука и зурны Дживан Гаспарян, феноменальный альтист и дирижер планетарного масштаба Юрий Башмет. Соло и в бесконечных комбинациях то на двоих, то на троих, устроив форменное сценическо-музыкальное свингерство, они на пяти языках исполнили 25 «именных» сочинений автора, которые, конечно, сильно переросли тот вожделенный эстрадный канон, о котором Крутой с Серовым мечтали на пыльной трамвайной остановке в тмутаракани. Эта музыка — уже с претензией на академизм, метящая на статус классического наследия. Чарующие звуки оперно-кроссоверных экзерсисов, академического хора, затейливо-инструментальная размашистость камерного оркестра, сдобренная электронными «гарнирами» и виртуозно ведомого топовым дирижером Уильямом Россом, то и дело уносили мысли образными аллюзиями то к Чайковскому и Римскому-Корсакову, то к Бетховену и Эннио Морриконе, даже к «Энигме» с «АББА»… Да мало ли куда! «АББА» тоже когда-то постоянно уносило то к Шуберту с Шуманом, то к Моцарту с Гайдном, а теперь уже сами — классики жанра. Известный «Моцарт эстрады» Игорь Николаев аплодировал бенефициантам (как, впрочем, и весь зал) стоя, сознавая, что делит эпоху уже с «Генделем эстрады», ибо Георг Фридрих почти 300 лет назад не только слыл рекордсменом по части поп(улярных)-опер, но и впервые понял, как устроить из банального барокко настоящий шоу-бизнес.

Кроссоверным эстетством празднование Крутого юбилея в Москве, однако, не заканчивается, иначе тогда маэстро не был бы «Генделем эстрады». Через неделю шоу в более приземленном уже стиле «режь последний огурец» со всеми вытекающими отсюда звездами той самой местной эстрады, которые теперь сами мечтают о том, чтобы г-н Крутой снизошел до них шлягерочком-хиточком, сотрясут многотысячную арену. Даже Наше Всё, Алла свет Борисовна, учинит премьеру новой песни «Я смогу» и расщедрится еще на семь нетленок, в том числе — в новых версиях! Мечта!

«Для меня это концерт мечты», — признался в свою очередь сам Игорь Крутой в Кремле, объясняя, как шел в творчестве от мечты к мечте, словно альпинист, покоряя вершины. Очередной творческой вершиной и подлинной кульминацией стало выступление легендарного тенора Андреа Бочелли, который не только «дебютировал» в «круге Крутого», но и сам написал слова (Ricomincero) к музыке маэстро. К слову, такого количества оригинальных английских, испанских, итальянских, французских текстов и стихов на сочинения российского композитора не писалось никогда. В этом тоже один из рекордов Игоря Крутого. Все это — нажитое непосильным трудом — звучало и в Кремле. Порой казалось, что на сцене идет оперный гала-концерт, и теперь выглядело бы логично, если следующей вершиной «музыкального альпиниста» после песен-арий станет полноценная опера с ариями. И тогда двух площадок в Москве для очередного юбилея маэстро станет уже недостаточно, придется заказывать еще и Большой театр…

Музыкальный альпинизм И. Крутого

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах