Поразительно, как русский народ любит искусство, тем более когда его можно получить бесплатно. На улице дождь, лужи, темень, а горожане, несмотря ни на что, тянутся к прекрасному — стойко выдерживают длинные очереди и испытания осадками. Впрочем, на сей раз арт-акция вызвала не столь бурный ажиотаж, как бывало прежде, и тем не менее увлекла немало людей — достаточно, чтобы собрать во многих местах аншлаг, и недостаточно, чтобы превратить культурный вечер в давку а-ля метро в час пик.
И дело тут не только в погоде. Памятуя опыт прошлых акций, многие смекнули, что ночной арт-рейд стоит начинать засветло, и не прогадали: успели проскочить очереди. Ведь «Ночь искусств» — как другие подобные арт-акции — только называется ночной: на деле свободное посещение арт-точек возможно уже с утра. Однако основной интерактив стартовал вечером — часов с шести, как раз в это время и начали собираться очереди. Финал на каждой площадке предполагался в разное время, в большинстве случаев он предусмотрительно был запланирован на полночь или час ночи, то есть до закрытия метро: в отличие от Петербурга, в Москве ради таких фестивалей подземка не продлевает свою работу. А хотелось бы.
Итак, одной из самых популярных точек «Ночи искусств» стал Крымский Вал с парком культуры, Третьяковкой и ЦДХ, словом, есть куда податься. К тому же в ЦДХ на днях стартовал первый фестиваль Российского географического общества. Перед зданием появились разнообразные юрты и вигвамы, большая фотовыставка о редких животных России, а главное — клиокамера (больше напоминающая, однако, обычную витрину) с мамонтенком, возраст которого около 40 тысяч лет до н.э. Юка (мамонтенок-девочка) особенно понравилась малышам — они как завороженные липли к стеклу, не уставая фотографировать. А внутри ЦДХ любопытные могли обнаружить мозг животного и результаты его исследования специалистами. Там же посетители нашли и другие археологические находки, литературу и фильмы о самых разных экспедициях, национальную еду и — что больше всего понравилось публике — виртуальные игры, с помощью которых можно, например, почувствовать себя водолазом, спускающимся на дно Байкала.
Но рекордсменами по количеству посетителей оказались Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Еврейский музей и ГМИИ им. Пушкина. В последнем заранее готовились к большому наплыву посетителей: ребята из «Клуба юных искусствоведов» обещали развлекать народ что есть сил викторинами, головоломками и мини-лекциями и начиная с шести-семи часов вечера усердно исполняли обещание. Правда, очередь в ГМИИ выстроилась за несколько часов до того, как волонтеры вышли на работу. В главном здание ГМИИ кроме постоянной экспозиции и временных выставок британского дизайна и кипрских древностей можно приобщиться — как ни странно — к литературе. В Итальянском дворике читали стихи волонтеры и гости музея. Немало публики собралось в Музее личных коллекций, где сыграли два пластических спектакля: «Amy», посвященный певице Эми Уайнхаус, и «Полинезия» по произведению Сергея Курехина, основоположника фортепианного джазового авангарда в России. Последний был бесподобен — особенно с точки зрения музыки, ведь ей занимался человек-оркестр Сергей Летов.
Главной «фишкой» акции стали творческие встречи, посвященные сложным культурным проблемам или легендарным личностям — их было намечено 30. Правда, не все состоялись. А те, что случились, и правда стали стержнем акции. Как-никак в музей можно сходить в любой день, а вот задать вопросы, например, Ирине Антоновой — далеко не каждый (на встрече с ней в «Гараже» был аншлаг).
Вспоминали в этот вечер и недавно ушедшего из жизни Юрия Любимова. Вспоминали не на Таганке (чего и не могло быть), а в замечательном студенческом театре — «МОСТ». Зрителей в зал на Садовом кольце («МОСТ» переехал сюда с Ленинских гор несколько лет назад) набилось больше, чем он вмещал. О Любимове как режиссере, основателе легендарного театра, как о личности, строившей свой театр правды в непростое время, рассказали актеры Вениамин Смехов, Александр Вилькин, Людмила Давыдова — они работали с Мастером в разное время, профессор Алексей Борташевич. Модератором встречи был журналист «МК» Марина Райкина, задавшая неформальный ход вечеру.
— Главное, чего мы хотели избежать, так это строительства памятника, — рассказал руководитель театра «МОСТ» Евгений Славутин. — Мне кажется, это получилось.
После двухчасового разговора зрители увидели спектакль Юрия Любимова «Мастер и Маргарита», запечатленный на пленке и предоставленный для вечера Бахрушинским музеем.
Удалась ли «Ночь искусств»? У каждого на этот вопрос свой ответ — и часто он зависит от того, насколько человек готовился к арт-вечеру и его экспериментам. Если вышел спонтанно погулять и постеснялся включиться в экшн — то, наверное, нет. Если заранее составил маршрут и настроился «участвовать и меняться», то ответ, скорее, будет утвердительным.