Дирижер Юрий Башмет уже видел фильм, но хочет посмотреть его еще раз: «Я хочу всем пожелать прожить это. Обязательно, потому что «Солнечный удар» заставляет думать о главном - почему мы родились, почему мы умрем, почему мы полюбили, почему разлюбили. В этом фильме все это есть. Смотрите это кино».
Поэт Андрей Дементьев уверен, что «Солнечный удар» Михалкова надо смотреть несколько раз. Это как с живописью. Истинные ценители и просто восприимчивые люди могут любоваться великими полотнами бесконечно, всякий раз открывая в них что-то новое, находя нюансы созвучные настроению момента. «При повторном просмотре в фильме вскрываются все новые и новые пласты жизни, которая от нас, может быть, далека, но совсем не безразлична», - говорит поэт. Ответы на вызовы современности мы по традиции ищем в нашем прошлом, в тех кризисных, поворотных моментах, которые часто называют сменой вех. По мнению Дементьева, история, изображенная в картине, это наша история, она касается всех нас: «Это фильм и о совести, и о сердце, и о душе, о любви мужчины и женщины, в более широком смысле – о любви друг к другу, к людям. Это фильм о великих чувствах – о большой любви, о ненависти и боли. Это фильм обо всем, что происходило в те нелегкие годы, и продолжает жить в нас». Дементьев не стесняется высоких слов: «Я поздравляю всех нас, всех тех, кто любит кино, с этим произведением, потому что это гениальная картина».
Удивительную своевременность картины отметил и сценарист Виктор Мережко, посмотревший «Солнечный удар» дважды: «Оба раза спазм перехватывал мне глотку. Я готов смотреть ее снова и снова. Это поразительное сочетание любовной истории, легкой, красивой, летящей, с последующей драмой офицера, когда молодой человек, не успевший, как следует пожить, вынужден завершить свою жизнь вопросом: как же это могло случиться? Как могло случиться, что русский пошел против русского, брат против брата, сын против отца. Когда закончился фильм и пошли титры, зазвучала удивительная песня казачья «Не для меня весна придет», меня охватило некое ощущение прострации. За что гибнут люди? Почему люди русские, украинцы, славяне становятся врагами? Что произошло в сердцах, в душах людей – славян, что мы с такой ненавистью и жестокостью можем относиться друг к другу».
Дирижер Максим Шостакович рассказал, что фильм никого не оставляет равнодушным и поделился своими впечатлениями от похода в кинотеатр: «Когда закончился фильм и пошли очень длинные титры, люди не спешили покидать зал. Зрители буквально не могли выйти из зала. Только когда прошли титры, экран погас, все молча, пораженные, ошеломленные, наполненные мыслью создателей и своими собственными размышлениями и чувствами, стали покидать зал».
Киноведы отмечали, что Никита Михалков снял по-настоящему русскую картину. И это так. Впрочем, этот факт не означает, что «Солнечный удар» будет не понятен иностранцам. Томислав Николич, президент Сербии, все прекрасно понял: «Этот фильм о нас, романтиках, мечтающих пройти сто дорог, живущих воспоминаниями о лучшей жизни. Думаю, что послание этого фильма очевидно. Сейчас надо что – то менять. И не нужно для этого уничтожать миллионы людей. Нужно менять самих себя. Помните, как в конце фильма сказал лейтенант: «Что мы получили, разрушив свою страну?».
Сербский кинорежиссер, обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля Эмир Кустурица уверен, что европейскому зрителю картина будет интересна потому, что «впервые с такой художественной силой в кинематографе показано пересечение двух эпох русской истории. Я был удивлен невероятным артистизмом и той художественной мощью, которая видна в каждом кадре. Искусство ради искусства здесь служит большой народной теме. Никита Михалков, как на большой фреске, не только со всей зрелостью и силой изобразил судьбу своего народа, но искренне и с покаянием показал, что каждый народ сам творит зло или добро».