Фильм закрытия – «Паразит» японского режиссера Такаши Ямадзаки - показали за сутки до официальной церемонии объявления лауреатов. Обычные жители Токио стали в нем жертвами слизких тварей, проникающих в тело через рот и уши. И теперь это уже не вполне люди, а монстры с головами-щупальцами. На ладони появляется рот, а на пальце – выпученный глаз. Начинается все эффектно, но быстро становится весьма банальным зрелищем, выдержать которое дано не всякому зрителю.
В предпоследний фестивальный день публику преследовали и другие странные видения, вплоть до галлюцинаций. В конкурсном польском фильме «Под сильным ангелом» Войчека Смажовски, повествующем про отвратительную жизнь алкоголиков, про тот ад, в котором они существуют, неожиданно материализовался наш Веничка Ерофеев. Он возникает в хмельном бреду главного героя – популярного польского писателя и хронического алкоголика. Венедикт Ерофеев тут один говорит по-русски, цитирует собственное сочинение «Москва-Петушки»: «Знаменитый ударник Алексей Стаханов два раза в день ходил по малой нужде, и один раз в два дня — по большой…. Когда же с ним случался запой, он четыре раза в день ходил по малой нужде и ни разу — по большой. Подсчитай, сколько раз в год ударник Алексей Стаханов сходил по малой нужде и сколько по большой нужде, если учесть, что у него триста двенадцать дней в году был запой». И так несколько раз. Сам Веничка попивает в кадре жигулевское пиво из классической кружки советской пивной. Мерещатся главному герою и другие известные личности.
Его сыграл прекрасный польский актер Роберт Венцкевич. Спившийся писатель знакомится с молодой женщиной, которая находит его лежащим у банкомата практически без чувств. Она даже пытается вытащить его из бездны, но все ее усилия напрасны. С экрана звучит русский мат, правда, в умеренных дозах. В других польских фильмах - его явный перебор. В этом поляки превзошли нас по полной программе.
На пресс-конференции американских и японских журналистов заинтересовал вопрос, насколько актуальна для Польши подобная проблема. И Войчек Смажовски подробно рассказывал, что она общемировая. Стоит только человеку начать с небольших доз, и дело пойдет. Смажовски не только экранизировал книгу известного польского писателя, но кое-что домыслил сам. Вот и получилась не вполне реалистическая, а скорее фантасмагорическая картина. Среди алкоголиков, пытающихся побороть свой недуг в спецучреждении – водитель фуры, сотрудница лаборатории и кинорежиссер. Оказывается, он спился, посещая кинофестивали. Все подходят на банкетах, поздравляют с удачной картиной и предлагают выпить. Как тут откажешься? Вот и дошел человек до ручки.
В этом году целая программа была посвящена японскому режиссеру Анно Хидэаки, которого здесь называют преемником знаменитого Хаяо Миядзаки. Программа называлась «Кто такой Хидэаки Анно?» и включала его фильмы разных лет, дискуссии, часовой разговор с участием публики. Анно действительно многосторонний человек - режиссер, сценарист, актер и продюсер. И дитя своего времени: снимает арт-кино и коммерческие проекты, анимэ, герои которого уже не такие, как в старые добрые времена. Иногда Анно упрекают в том, что он наносит вред психике зрителей. Да и его собственная жизнь наполнена разнообразными проявлениями. Удивительно, что самым нежным и гуманным, лишенным агрессии получился у него фильм, в котором задействованы истребители, военные самолеты, несущие разрушительную силу. Анно работает на телевидении, совмещает анимацию с игровым кино. Снимает на актуальные темы. Скажем, о токийском метро, где сконцентрированы толпы людей в часы пик. Есть даже специальные работники, призванные распихивать пассажиров по вагонам. Анно снимает фильм об этом, который становится в своем роде инструкцией по выживанию в подземке. Его герой никого не видит и не слышит, и даже летает по вагону над головами скученных людей. На встрече со зрителями Анно произвел впечатление искреннего и совсем не самоуверенного человека, рассказывал о своей работе так, что зрители раскрывали от удивления рты.