Первый проект галереи «ArtSrory», что открылась в Старопименовском переулке, — и сразу серьезная заявка. Для выставки «Время движения» кураторы Дмитрий Буткевич и Люсинэ Петросян собрали около 200 работ кинетов — некоторые из них приехали из США (с которыми у нас непростые отношения в смысле культурного обмена еще со времен начала спора за библиотеку Шнеерсона), другие десятилетиями пылились в архивах и их с трудом удалось разыскать, чтобы сейчас заново быть открытыми публике.
В экспозиции — произведения 13 художников, участников кинетического движения, соединивших в своем искусстве конструктивистские традиции художников русского авангарда и технологические достижения. В основном здесь представлена живопись, графика и гобелены, где движение и ритм искусно выражены на статичном полотне. А есть «живые» объекты: например, «Киберцветок», созданный Сергеем Зориным и Львом Нусбергом в 1969 году. Фантастическое растение занимает небольшой, но отдельный зал — он три метра в высоту, весь мерцает и крутится вокруг своей оси. Или сплетенный из светящихся сфер, движущийся под музыку, объект «Начало» Анатолия Волгина, который годы спустя стал протоиереем. Подобные объекты, только в разы масштабнее, когда-то заполняли улицы и набережные города, о чем свидетельствуют представленные на выставке фотографии. Кинетизм с самого начала пошел в массы. Лев Нусберг, например, проектировал целые кинетические пространства — он, допустим, придумал фантастическое оформление кинотеатра лагеря «Орленок».
Собственно, Лев Нусберг и был вдохновителем движения. Это сегодня его имя на слуху в связи со скандальным спором с галеристом Гари Татинцяном (Нусберг продал Татинцяну работы Малевича и его учеников, галерист не выплатил всю сумму, а потом заявил, что картины поддельные — суды идут уже пять лет), в 60-х же он был фактически лидером кинетов. И, когда он в середине 1970-х, прихватив 180 работ Малевича и бог знает столько еще картин авангардистов, уехал в Германию (позже — в США), кинеты как-то рассеялись. Только Вячеслав Колейчук остался верен кинетическому искусству, другие авторы либо отошли от искусства в принципе (как отец Анатолий), либо поменяли направление, как Франциско Инфантэ. С тех пор о кинетах вспоминали не часто — выставка в галерее «ArtSrory” стал первым масштабным проектом, где собрали работы и историю движения. Почему, если искусство движение так востребовано?
Сложно сказать, - отвечает один из кураторов выставки Дмитрий Буткевич. - После отъезда Нусберга состав движения был очень динамичен. Возможно, дело в том, что кинетики удивительным образом стояли особняком среди других направлений искусства того времени. Их не преследовали и не запрещали. То есть они не были в андерграунде, но и ничего общего с официальным искусством не имели. Может быть, поэтому от них осталось так мало следом. Пустили свое искусство в массы, заразили всех и отошли в сторону...
А как родился этот проект?
Как часто это бывает — в результате череды случайностей и совпадений. Вячеслав Колейчук в начале года упомянул, что первая выставка была в 1964-м, и тут мы поняли, что в этом году — полувековой юбилей. Решили сделать выставку, и не пожалели, тема-то ведь очень интересная и перспективная. Принеси какую-то из работ кинетов на выставку и скажи, что она вчера сделана, поверят тут же.