В конкурсе также участвует итальянская картина «Ледяной лес» Клаудио Ноче, где в главных ролях снялись Эмир Кустурица и Ксения Раппопорт. Повсюду с афиш на нас смотрят ее переполненные трагизмом глаза. Уже прошли первые показы конкурсного фильма «Набат» азербайджанского режиссера Эльчина Мусаоглу, окончившего мастерскую Марка Захарова в ГИТИСе. Эта картина о Нагорном Карабахе выдвинута Азербайджаном на премию «Оскар». На роль Набат, единственной жительницы карабахской деревни, режиссер приглашена иранская актриса Фатиму Мотамад Арья. Эльчин рассказывал, как искал исполнительницу в разных странах — Турции, Узбекистане, Таджикистане. А нашел ее в Тегеране. Ее мать почти не говорит, заходит в опустевшие дома, наполненные вещами из советского прошлого. На стене - фотография Вячеслава Тихонова, знаменитый портрет в клубах сигаретного дыма, печатавшийся в журналах много раз. На столе - пачка сигарет «Прима». Эльчин услышал однажды историю о том, что люди всей деревней ушли с родной земли, осталась только одна женщина: «Она не в силах оставить могилы убитого сына и измученного болезнями мужа. Подобные войны прошли во многих постсоветских странах. Разве что на Украине еще недавно ничего такого не было. Я посвящаю свой фильм матерям мира, которые страдают гораздо больше, чем их дети. Когда уходят из жизни раньше времени сыновья и дочери, у матери не остается никакого просвета. В Азербайджане говорят: «Рай под ногами матерей».
В ночь с 25 на 26 октября Токио встречал Хэллоуин. Официально само это название в фестивальных программах не упоминалось, но вечерника проходила с 9 вечера до 5 часов утра. А по городу всю ночь бродила «окровавленная» молодежь в коротеньких белых халатах медсестер с перевязанными коленями и щиколотками, перепачканными красной краской. Много было зайчиков с ушами и хвостиками-помпонами. Некоторые забинтовали даже лица. Переодевались прямо на улицах, оставляя обычную одежду в специальных боксах, какие у нас увидишь разве что на вокзале.
Накануне ночного гулянья на фестивале впервые вручали награду «Самурай». Ее удостоен 67-летний японский кинорежиссер и комик Такеши Китано. Отныне «Самураями» станут кинематографисты, достигшие высот в своей профессии и открывшие в нем новую эру. На очереди – американский режиссер и мультипликатор Тим Бёртон, чей черный юмор как никто могут оценить склонные к нему японцы. Он станет самураем уже на нынешнем фестивале, но чуть позже. Церемония в честь Китано проходила на 49 этаже башни Роппонги. В самом веселом районе Токио с одноименным названием проходит и сам фестиваль. Жизнь здесь кипит ночи напролет. Все было организовано четко и по плану. Каждому вручили подробное описание действа, тут же прорепетировали. Церемония длилась 1 час 40 минут, как и предписано. Сказано, что спикеры покидают сцену в течение трех минут, и они ее покинут ровно в указанное время. В плане было прорисовано и прописано, кто и где сидит и стоит. У нас подобное случилось лишь однажды, когда Владимир Путин приезжал на «Мосфильм». Перед появлением Китано на сцене рассадили 8 студентов-режиссеров, успевших завоевать награды на местных кинофестивалях. Они поочередно задавали герою дня вопросы на профессиональную тему. Китано отвечал, особое внимание уделял использованию музыки в кино и его комедийному началу. Мы-то забываем о том, что сам он – прежде всего – комик, за что его и любят тысячи японских телезрителей.
После общения со студентами на сцену вывели членов жюри конкурса нового японского кино - британского отборщика азиатских фильмов для Лондона и Ванкувера Тони Рэйнса и заместителя исполнительного директора Каннского кинофестиваля Кристиана Жена, более 20 лет формирующего его официальную программу. Гости поделились впечатлениями о творчестве Китано, рассказывали, как с юных лет восхищались японскими киноклассиками Куросавой и Одзу. Потом Китано отвечал на вопросы зала. Кто-то его спросил о следующем фильме, и он тут же «включил дурака». Сделал вид, что не понял вопроса. Видимо, решил не смешить бога. Проделал это смешно и с неподвижной миной. Китано, как известно, попал в аварию на мотоцикле. С тех пор половина его лица парализована. После операции лишь частично вернулись мышечные функции. Ему предсказывали закат актерской карьеры, а он до сих пор ее продолжает. Известно, что лишних вопросов Китано лучше не задавать: можно схлопотать за это. Сын маляра, он чем только не занимался. Уроки актерского мастерства брал, работая лифтером. Университетов не кончал. Китано – выдающийся самоучка. Не имея киношколы за плечами, стал режиссером таких фильмов, как «Фейерверк», «Кикудзиро», «Куклы», «Затойчи», изъятой из российского проката «Королевской битвы», где дети истребляют друг друга, чтобы выжить. Последние его картины, в частности «Беспредел», показались малоталантливым самоповтором. Китано в 2008 году посетил Москву, получив на 30 ММКФ награду за вклад в киноискусство, о чем в Токио отдельно упоминалось.
Вечер накануне Хеллоуина он, по всей видимости, провел дома. А приветствовавшие новоиспеченного самурая гости еще долго сидели в одном из японских ресторанов, наблюдая за тем, как разодетая в тыквы молодежь, резвилась до поздней ночи.