Фотографии Юрия Еремина — само воплощение спокойствия, умиротворенности. Это отличительная черта пикториальной манеры — фотографировать так, словно пишешь картину. Пикториализм появился на рубеже ХIХ и ХХ столетий и встал в противоречие с документальной съемкой. Первопроходцами здесь были европейцы, но в нашей стране движение получило особый смысл, ведь пикториалисты — Александр Гинберг, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола — не спешили прославлять успехи пятилеток и технический прогресс. Сегодня жанр почти забыт — его признали измельчавшим и вредным для нового пролетарского искусства в 30-е годы. Спустя десятилетия — в рамках программ МАММ «Классики российской фотографии» и «История России в фотографии», над которыми музей работает с 1997 года, — музей Ольги Свибловой вновь открывает публике гений пикториалиста Юрия Еремина.
Сын донской казачки и заезжего итальянского художника (который расписывал в станице храм) родился в Казанской области Донского воинства в 1881 году. Фамилию мальчику придумали — итальянец исчез так же легко, как и появился. Но, похоже, гены взяли свое: 20-летним юношей Юра Еремин приезжает покорять Москву и тут же увлекается фотографией. Работать же устраивается конторщиком Московско-Курской железной дороги, живет безбедно. Спустя несколько лет женится на богатой мещанке, и молодые отправляются в Европу. Италия, Франция, Австрия, Германия — Еремины и после свадебного путешествия много разъезжают по континенту. Юрий посещает курсы в Сорбоне, классы рисунка Академии Родольфо Жюлиана etc. После революции основывает в Москве фотообъединение «Сецессион» (просуществовавшее до 1922 года), снимает исторические и культурные памятники (эти снимки сегодня работают на реставраторов), сотрудничает с агентствами и журналами. В 1928 году приходит всемирная слава: только за один этот год Юрий Еремин участвует в семи иностранных фотосалонах, в том числе в Нью-Йорке. На выставке в МАММ можно найти доску, где фотограф бережно сохранил билеты с тех событий.
В Стране Советов пикториализм воспринимается по-разному, Родченко, например, пишет в журнале «Новый ЛЕФ» в том же 1928-м: «Мы боремся даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией под живопись». В 30-е все точки над «i» расставляет идеология: искусство должно служить государству, какие тут пейзажи да нагие наяды…
Юрий Еремин скончался в 1948 году от сердечного приступа. Он до последнего дня занимался пикториальной фотографией в ванной своей коммуналки, не думая о вредной химии, которая использует в печати.
Вместе с работами мастера пикториальной съемки МАММ представил и другие проекты — современные. «Кармен — чудо воплощения» финского фотографа Стефана Бремера о независимом театре DuvTeatern, где служат артисты с ограниченными интеллектуальными возможностями. И «Unlocked» молодой фотохудожницы Кати Емельяновой, где абстрактные фото помещены в лайт-боксы. Но ретроспектива Еремина стала главной частью гала-вернисажа в МАММ.
Стратегические партнеры Музея: MasterCard и Panasonic.