Фильмы, снятые на постсоветском пространстве, представленные помимо России еще семью странами, как раз подходили под категорию «и не только». Представлены они кинематографистами Армении, Украины, Казахстана, Эстонии, Литвы, Грузии и даже Молдовы, кинопродукция которой практически отсутствует на фестивальном пространстве. Швейцарской публике не очень знакомо и российское кино. Поэтому арт-директор фестиваля — кинорежиссер Елена Хазанова - и попыталась расширить границы познания. По ее мнению, благодаря фильмам, как раз и можно узнать, чем люди живы, не по новостям же об этом судить. И если год назад в Женеву приезжала «тяжелая артиллерия» в лице Никиты Михалкова, Павла Лунгина, Валерия Тодоровского, то теперь привезли самый разнообразный кинематографический народ, от мэтра Александра Адабашьяна до 26-летнего Ивана Твердовского. Посетили Женеву актриса Юлия Снигирь, режиссер Михаил Сегал с «Кино про Алексеева», Александр Балуев и Вера Глаголева с фильмом «Две женщины», Владимр Мирзоев с «Борисом Годуновым». Он также встречался со швейцарскими актерами, поделился с ними собственны методом работы в театре. Проблемы актерского мастерства обсуждались и на «круглом столе», посвященном наследию Станиславского. Говорили о том, как его система применяется на практике и почему она не нашла такого широкого распространения в Швейцарии по сравнению с США.
Показали в Женеве и программу для детей — российскую анимацию, игоровой фильм «Страна хороших деточек» Ольги Каптур. Фильмов было много, очень разных, в том числе и не заезженных. Да и премьера «Горько-2» состоялась в Лозанне гораздо раньше московской. Оценивало эту пеструю программу два жюри. Одно отвечало за игровые картины. В его состав вошли: швейцарская актриса Марта Келлер, журналист Ги Меттан, Жан Перре, в разные годы трудившийся на фестивалях в Локарно и Нионе, актриса и директор театральной школы Натали Ланнюзель. В этом году и документальные картины оценивало жюри, в которое вошли: журналист Анн Нива, в свое время работавшая в Москве и даже нелегально выезжавшая в Чечню в 1999 году, чтобы лично встретиться с местными жителями и солдатами, тележурналист Жан-Филипп Рапп и режиссер документального кино Стефани Аргерих.
То и другое жюри присудило основные призы не одной, а сразу двум картинам, что говорит, как о качестве представленных работ, так и о бурных эмоциях, которые они, очевидно, вызвали. В категории «Лучший игровой фильм» отмечены картины «Слепые свидания» Левана Когуашвили ( он - ученик Марлена Хуциева во ВГИКе) и «Керту» Ильмара Раага из Эстонии. Леван снял картину, пронизанную постсоветскими рефлексиями, о сорокалетних мужчинах, так и не нашедших своего места в постсоветской действительности. Ильмар Рааг рассказал о жизни провинциального местечка, где дочь живет с деспотичным отцом и пытается справиться с одиночеством.
Приз за режиссуру тоже раздвоился. Его поделили дебютанты Иван Твердовский-младший с жестким фильмом про подростков, загнанных в «Класс коррекции» и Нагина Сайфуллаева с картиной «Как меня зовут», снятой в Крыму, еще до всем известных событий, куда приезжают юные москвички отдохнуть, а заодно и разыскать отца одной из них. Спецпризом наградили «Дурака» Юрия Быкова, в августе участвовавшего в конкурсе фестиваля в Локарно, где «Серебряным леопардом» заслуженно отметили актерскую работу Артема Быстрова.
Жюри документального конкурса высоко оценило работы учеников Марины Разбежкиной. Она и сама наравне с ними участвовала в конкурсе с фильмом «Оптическая ось», основанном на фотографиях знаменитого нижегородского фотомастера Дмитриева. Главную награду поделили ее ученица Дарья Хлёсткина с «Последним лимузином» о легендарном ЗИЛе, и украинский режиссер Валентин Васянович с «Сумерками» о тереяющем зрение человеке и его 82-летней матери. Второй ученик Разбежкиной Аскольд Куров полчил приз за лучшую режиссерскую работу в документальном кино. Он представлял картину «Ленинленд», снятую в музее Владимира Ильича в Горках. Дискуссия со зрителями коснулась самых разных вопросов, впплоть до ситуации с украинским режиссером Олегом Сенцовым, который до сих пор находится в московской тюрьме. Да и Ленин не совсем чужой человек для Швейцарии. Спецприз вручили Алене Полунина за картину «Непал Форева», где она просмеяла питерских коммунистов, отправившихся поддержать своих единомышленников в Непале.
Совершенно предсказуемо приз зрительских симпатий достался Евгению Шелякину за дебютную комедию на тему национальных отношений «Ч/Б».
Ретроспективу российско-советского кино выстроили так, чтобы по ее фильмам можно было проследить путь героя в нашем кино. Представлял ее генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров. Швейцарская публика увидела на большом экране «Броненосец «Потемкин» Эйзенштена, «Летят журавли» Калатозова, «Сорок первый» Чухрая, «Солярис» Тарковского, «Осенний марафона» Данелия и даже «Асино счастье» Андрея Кончаловского. Так что была возможность в ретроспекции оценить путь режиссера, его недавнюю работу с непрофессиональными артистами в картине «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», открывавшей фестиваль, где тоже снимались простые деревенские люди.