МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Сватовство майора Лермонтова

К юбилею Лермонтова появился единственный фильм о поэте

15 октября, в день 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова, состоится премьера фильма «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ». Снял его молодой режиссер Денис Банников не к дате, а по велению души.

Лермонтов — Геннадий Яковлев. Фото предоставлено съемочной группой.

Не имея никакой поддержки от государства, молодая и смелая команда сделала хулиганский по сути фильм. Сами нашли средства, а вот что будет с этой картиной после премьеры, сказать не может никто. В одиночку пробиваться трудно. Снимали в Крыму задолго до всем известных событий, зато теперь их могут заподозрить в конъюнктуре. А уж фраза одного из героев — барона Густава фон Берга, о том, что есть бедствия, превращающие даже великие народы в безбожную толпу, не в бровь, а в глаз.

Между Пушкиным и Лермонтовым происходит словесная дуэль, приведшая к тому, что светочи русской поэзии выходят стреляться. События происходят в 1857 году, когда уже выиграна Крымская война. Как известно, никого из вышеназванных героев к тому моменту уже не было на свете. А тут они целы и невредимы. И Грибоедов здравствует, он уцелел в Персии. Пушкину — 57, и он глубокий старик по тем временам. В дуэли в 1837-м не пострадал. Его вольнодумство осталось в прошлом. Он что-то пишет, и не то чтобы исписался, но утратил огонь и былой талант. Собственно, разговор об этом и приведет к экранной дуэли с Лермонтовым, которой в действительности не было. Пушкин выполняет «заказуху»: работает над парадной «Историей дома Романовых», и по-прежнему любит Натали, хоть и бранятся они то и дело. Пушкин все допытывается признания о связи благоверной с Дантесом.

Лермонтов уцелел в 1841-м. И если в реальности он был убит в 26 лет в 1841 году, то в фильме он весьма зрелых лет, майор в отставке, участвовал в обороне Севастополя, был ранен. Ни денег, ни славы ни снискал. Даже семьей не обзавелся. Сватался к старшей дочке Пушкина и получил отказ, потом увлекся младшей, Наташей, на редкость разумной и чуткой девицей. И та ему ответила взаимностью. Но они не пара.

До последнего скрывались имена и лица актеров, сыгравших Лермонтова и Пушкина, хотя на съемочной площадке мы их видели. Теперь уже можно сказать, что Александра Сергеевича сыграл московский актер Александр Карпов. Он и без грима похож на «наше все». Но каким бы ни был исполнитель Пушкина, он все равно не придется всем нам по вкусу. С Лермонтовым несколько проще, он не стал в народном сознании чем-то монументально-неприкосновенным. Его сыграл актер из Севастополя Геннадий Яковлев, который словно предназначен для этой роли. К роли подошел серьезно. Спал в мундире, чтобы прочувствовать состояние героя и всех тех, кто участвовал в Крымской кампании. Прямо как Никита Михалков, напросившийся в красноярском музее провести ночь в кровати своего предка Сурикова. Лермонтов умен и саркастичен. Когда он скажет: «И что проку в отставной майорской голове?» — Пушкин ответит ему беспощадно: «В отставной майорской — и впрямь, никакого. Но я по этому адресу искал поэта Лермонтова. Слыхал ли ты про такого? Иль он тоже весь вышел в отставку?»

Актрису Светлану Агафошину на роль Натали Гончаровой тоже нашли в Севастополе. Александра Бенкендорфа сыграл Евгений Лазарев, уехавший в США, у которого Денис Банников учился на актерском факультете ГИТИСа. Роль Грибоедова, ныне товарища министра иностранных дел в отставке, сыграл Вячеслав Невинный-младший. Но он скорее создает некий общий фон, а что с ним, собственно, произошло за годы после несостоявшейся смерти, не очень понятно. Среди реальных исторических героев обитают вымышленные персонажи, вроде светской сплетницы госпожи N.A. Ее сыграла самоотверженная Жанна Воробьева, жена режиссера, вынесшая еще и все тяготы продюсера проекта, к которому сильные мира сего не проявляли никакого интереса. Самым роскошным оказался латвийский, а когда-то советский актер Арнис Лицитис в роли обрусевшего немца Густава фон Берга. Его глазами мы наблюдаем за происходящим. Актер, живущий в Латвии, очень любит русскую поэзию.

В общем, это история о некогда великих, утративших свой божественный дар. Но кто себе сознается в этом? Денис Банников проводит параллели с днем сегодняшним: «Наши состоятельные творцы теперь живут, оглядываясь на банковскую карточку. Почему нельзя сесть и в течение 10 лет написать хороший роман о русской жизни? Но человек не может позволить себе такого героизма. Ему все время нужно бегать к банкомату, писать детективчики, снимать сериальчики».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах