Хотя участники, выходящие на сцену, — барышни и юноши совсем молодые, «Индюшата» — фестиваль с бородой, существующий с 1990 года. Команды, которые хотят показать себя, должны быть не раскрученными, не заезженными и обладать звуковой самобытностью. Кроме того, все музыканты на старейшем и единственном в России смотре независимых групп — не из Москвы. Это тоже обязательное условие, нарушить которое только в качестве исключения удалось некоторым особо одаренным артистам. Для многих концерт на «Индюшатах» — дебютный. Отсматривают выступления ведущие представители музыкальной индустрии — промоутеры, продюсеры, издатели и журналисты, по итогам выбирая победителей. Впрочем, даже те, кому не достается Гран-при или, например, приз зрительских симпатий, не остаются обделенными, им и так предоставляется счастливая возможность себя показать на широкой публике и на других посмотреть, приобрести новый опыт. Конкуренция растет: каждый год жюри фестиваля прослушивает все больше демо-записей и выбирает для участия в «Индюшатах» самых талантливых на региональных выступлениях. Путевку в музыкальную жизнь фестиваль дал питерской певице Жене Любич, группе «Обе Две» из Екатеринбурга, которая прогремела на всю страну дерзким голосом Кати Павловой и была номинирована на крупнейшую российскую премию в категории «Прорыв года», команде Kira Lao из Новгорода, ставшей одним из хедлайнеров альтернативной сцены.
Если в прошлом году «Индюшата» показались MegaБиту более камерными и театрализованными, то в 2014-м девизом фестиваля, несмотря на многообразие жанров, могла стать фраза из знаменитой песни группы «Алиса» «всё это рок-н-ролл» — такого жару дали юные артисты. Гран-при получил один из самых эксцентричных коллективов — The Redlights из Астаны. Вслед за своими музыкантами на сцену поднялся высокий колоритный юноша в синей косухе, и зал ненадолго притих: могло показаться, что на площадке — оживший Виктор Цой, который просто сменил имидж и еще стал чем-то похож на Элвиса Пресли. Только когда солист Алтын Жубанчалиев запел, гости выдохнули — этот парень все-таки не реинкарнация легендарного рокера, и он обладает своим вокальным стилем и манерой сценического поведения. По крайней мере стилистику The Redlights заимствовали совсем не у российского рок-батальона. Они зарядили сочный, слегка манерный и энергичный англоязычный рок. Группа — еще «подросток» и появилась летом 2013 года, но уже приобрела поклонников в родном Казахстане и с дебютным синглом B.A.B.Y. выбилась в лидеры интернет-продаж. Благо пока, кажется, звездная болезнь этим ребятам не грозит. В разговоре с MegaБитом Алтын искренне радовался победе, как ребенок:
— Конечно, мы надеялись на успех, но не ожидали, что станем первыми. Когда мы увидели в новостях, что получили Гран-при, у нас была эйфория, мы поняли, что у нас есть будущее.
— Какие качества помогли вам вырваться вперед?
— Сложно оценивать себя со стороны. Я не совсем понимаю, на каком уровне мы сейчас находимся. Победа на «Индюшатах» — наше самое крупное достижение, и я не знаю, что оно даст нам в будущем, как будет способствовать нашему движению вперед. Мы искренне делаем то, что нам нравится, я думаю — это главное. Именно поэтому мы оказались на сцене фестиваля в Москве и вообще в музыкальном мире. Радостно, что мы уже чего-то достигли.
— Некоторые ваши песни напоминают зарубежные рок-хиты 90-х. У вас есть кумиры в музыке, которым хотелось бы соответствовать, а может быть, в чем-то и подражать?
— Конечно, мы слушали очень много разной музыки, и это повлияло на наше творчество. Есть люди, чей путь удивляет и вдохновляет, в какой-то степени является стимулом, но нам точно не хотелось бы повторять ничью судьбу, поэтому я не буду называть никаких имен. Я считаю, что нужно придерживаться своего пути и избегать сравнений.
— И как вы сами определяете свой уникальный стиль?
— Не люблю использовать клише и вешать ярлыки, но вообще мне нравится определение «сексуальный рок». Хотелось бы доносить до слушателей именно такую энергетику.
Сексуальности у музыкантов хоть отбавляй. Громче всех, когда The Redlights вышли на сцену, визжали от удовольствия молоденькие барышни, на которых и рассчитаны их песни, но и сильный пол оценил команду, в финале ее выступления из зала донесся суровый и хриплый мужской голос: «Молодцы, ребята, так держать!» Кстати, The Redlights — не первые покорители «Индюшат» из Средней Азии: в 2012 году приз зрительских симпатий достался Cardio Beat из Алма-Аты, а в 2013-м — All Tomorrow’s Parties из Ташкента. Кажется, на постсоветском пространстве разгорается новый очаг независимого музыкального движения — никогда не знаешь, где грянет гром.
С выбором победителя в номинации «Лучший концепт» не поспоришь: им стал безумный дуэт Beard & Chip — то самое исключение, когда организаторы не смогли удержаться и позвали на фестиваль коллектив из Москвы. Переводится его название как «Борода и Щепка» и логично объясняется внешним видом участников: за вокал и гитару отвечает чудаковатый бородатый юноша, а на барабанах играет очень худенькая девочка с длинными ногами и руками, которая, несмотря на свою хрупкость, кажется, может дать фору и брутальным мускулистым барабанщикам из тяжелых металлических групп. На сцену странные музыканты вышли в клоунских колпаках. Аня Мазина отчаянно стучала по своим барабанам то стоя, то сидя, а солист-гитарист Миша Петренко метался по площадке в безудержных плясках и прыжках, а в конце разбил свою гитару, как подобает настоящему рок-н-ролльщику. Все, что происходило на их выступлении, напомнило американский или английский рок-клуб 60–70-х годов, и хотя сами ребята в силу возраста явно там не были, им интуитивно удалось нащупать напоминающую ту эпоху музыкальную форму и создать соответствующую атмосферу. Александр Кушнир бережно взял разбитую гитару после выступления, наверняка теперь она попадет в музей «Индюшат», если такой существует, в качестве редкого экспоната.
Истосковались слушатели по старому доброму гаражному року и отдали «Приз зрительских симпатий» трем парням в черных кожаных куртках и с длинными волосами. The Foxy Riders из Санкт-Петербурга отыграли жесткий сет, в котором свой гаражный рок смешали с панком и блюзом. Их песни напоминают саундтрек к роуд-муви, настоящая романтика с большой дороги. Ребята доказали: иногда, чтобы удивить, необязательно изворачиваться и придумывать нечто новое, достаточно смешать свежую кровь с чем-то знакомым и уже полюбившимся слушателям. Правда, от классического состава их отличает одно — отсутствие бас-гитариста.
За «Лучшую песню» наградили пензенскую группу с психоделическим названием «Хорев не кактус», которую Александр Кушнир нашел на фестивале «Парк рока». Вокалом солист Михаил Хорев, нескромно назвавший коллектив своим именем, чем-то напоминает раннего Илью Лагутенко, бывшего протеже Земфиры певца Корнея и немного Рому Зверя: наверное, не случайно песня Хорева «Красивые речи», которая и стала новым хитом «Индюшат», отчаянно напоминает композицию «Зверей» «Напитки покрепче». «Красивые речи нас больше не лечат, накушались досыта случайными встречами», — поет Михаил и, видимо, этими самыми строчками задевает слушателей за живое: тонкие песни про любовь и отношения людям не надоедят никогда. Продюсер Валерий Мифодовский, представляя команду, назвал ее участников «двумя вегетарианцами и тремя мясоедами», чем тоже заинтриговал публику. Михаилу Хореву оставалось «добить» ее в хорошем смысле слова своим имиджем (Миша — 18-летний нежный юноша с косой челкой, слегка похожий на Есенина) и проникновенным голосом. «Он такой милый, орет в микрофон», — делилась впечатлениями одна из слушательниц. По такому случаю вспоминаются слова из песни «АукцЫона» — «осколки девичьих сердец хрустят у меня под ногами».
Были на фестивале и специальные призы, которые получили инди-группа DPKY, играющая смесь брит-попа, дип-хауса, легкой электроники, и екатеринбургская команда PlayGame.
DPKY играют свою музыку точно, прилежно и аккуратно, хоть и смешивают стили — не отходят от канонов, давно заведенных мастодонтами жанра. Они уже успели вырастить свои фан-клубы в Хорватии, Германии, выступали на Казантипе, международных фестивалях Sun Vibes, Meating, так что, кажется, не сильно переживают, что в России у них пока не так много поклонников. PlayGame же привезли в Москву уже вторую пластинку. Их представили как группу-сюрприз, и музыканты свой статус оправдали. На гитаре, барабанах и за электронной аппаратурой — бойкие прыгающие юноши в водолазных костюмах, у микрофона — милая белокурая девушка Ольга Лапицкая с глубоким протяжным вокалом. Некоторые, обсуждая выступление команды, окрестили солистку «белокурой Белоснежкой». Белоснежка пела, медленно извиваясь стройной змейкой, и приглашала всех пришедших поиграть вместе с ней в игру (название группы так и переводится — «Играть в игру». —Н.М.). Солистка поделилась с MegaБитом впечатлениями от выступления.
— Мы испытываем очень противоречивые эмоции. Сначала мы очень волновались, но волнение само собой прошло, когда мы вышли на сцену. Мы полностью погрузились в музыку, и зал принимал нас очень хорошо. Я увидела много воодушевленных лиц в зале. Главное, что мы со зрителями друг друга поняли. Атмосфера была отличная!
— Как вы пришли к тому необычному звучанию?
— За саунд у нас отвечает Артем, он пишет всю музыку, но каждый участник команды участвует в процессе: мы каждый раз собираемся, обсуждаем тот или иной трек, ту или иную партию и стараемся прийти к общему мнению. У нас пять человек в группе с абсолютно разными вкусами, но это не мешает, а, наоборот, помогает придумать нечто свое, ни на что не похожее.
— Ваш родной Екатеринбург был музыкальный Меккой не только во времена существования свердловского рок-клуба, но остается ею и сейчас. Вы общаетесь с местной музыкальной инди-тусовкой?
— По стилю мы пока не слышали аналогов нашей группы ни в России, ни в Екатеринбурге. Мы нечасто общаемся с другими музыкантами в городе, но периодически встречаемся с ними на сборных концертах и других культурных мероприятиях.
У MegaБита на «Индюшатах» появился свой фаворит — еще одна группа-исключение из Москвы Shakti Loka. Ее вокалистка и клавишница — запевший, причем весьма неплохо, журналист Кира Сергеева, басист, второй солист и основатель проекта — бывший участник команд Zdob si Zdub, «Небо здесь» и «ГДР» Вадим Еремеев, барабанщик — участник «7 расы» Егор Юркевич. Свою гремучую смесь из трип-хопа, электро-гранжа, аутентичного инди и даже хард-рока музыканты называют «мистификацией». Определение выбрано точно. На площадке Shakti Loka превращаются в шаманов, создающих особую реальность, — то слушатели переносятся в параллельные миры, то, кажется, в дремучий сказочный лес. У Киры — сочный, слегка грубоватый и от этого еще более притягательный голос, и, кажется, с Вадимом Еремеевым, находясь на площадке, они постоянно ведут внутренний диалог, даже если поют не дуэтом. MegaБит искренне удивился, что на «Индюшатах» группа сыграла свой первый концерт — так уверенно держались ребята, — и решил разузнать секреты ее магической музыкальной кухни.
— Вадим, я знаю, что идея проекта принадлежит вам. Расскажите, как он возник?
— Вселенная сама придала огранку нашей группе путем определенных сложностей. Когда идешь по лабиринту, ты не знаешь, куда движешься, но обязательно надо идти. Мы отметали многие варианты, когда формировался состав группы, отказывались от различных возможных аранжировок, от каких-то находок. У нас, например, нет гитариста, есть только барабаны, клавиши и бас-гитара. С одной стороны, такой состав сформировался не от хорошей жизни, с другой — за счет аранжировок и неполного состава нам удалось выстроить свою уникальную музыкальную форму. Многие не могут понять, как можно играть рок-музыку без гитары. Мы это делаем, и, надеюсь, получается интересно.
— Кира, почему вы решили переквалифицироваться из журналиста в певицу?
— Мне бы не очень хотелось упоминать в дальнейшем о журналистской деятельности. Скажу только, что эта история, имеющая, конечно, прямое отношение к литературе, привила мне вкус к слову. Когда русское слово связывается с мелодией, ты начинаешь искать в языке, в речи музыкальность. Мне хотелось тонко, не топорно показать эту связь. Внутренне у меня даже не было сомнений и других вариантов дальнейшего движения. Жизнь проносится так стремительно, что мне проще и интереснее выражать эту скорость и чувственность одновременно и в слове и в музыке, нежели в более упрощенной форме.
— Вы довольны своим дебютным концертом?
— «Индюшата» для нас стали началом нового этапа. Мы не собирались выступать, но Александр Кушнир позвонил нам и сказал: «Ребята, надо уже с чего-то начинать». Мы были не очень готовы, мы только-только закончили запись альбома, над которым работали три года, и начали репетировать от силы месяц назад. Тем не менее мы рады, что все-таки собрались и выступили. Я вышла на сцену второй раз в жизни, ребятам, наверное, было чуть проще — они опытные музыканты. Для нас выступление стало и серьезным шагом вперед, и одновременно генеральной репетицией перед будущими концертами. Большое спасибо Александру за «пинок», за поддержку и заботу, за то, что он не дал нам засидеться за кулисами.
— Не боитесь конкуренции?
— Она очень условна. Музыка и слово — это по сути чувства. А какая в них может быть конкуренция? Мы не боимся ничего. Вопрос в том, сможем ли мы довести слушателя своим творчеством до накала страстей. Это по-настоящему важно — кольнет или не кольнет. Если кольнуло, значит, все — это любовь.
* * *
Любовь у слушателей и MegaБита случилась на «Индюшатах» не только с Shakti Loka, но и с воронежской группой «ШарУ БукЕ», играющей инди-электро-поп-рок с интеллектуальными романтичными текстами, и с трип-хоп-командой The Highlights, закрывающей второй фестивальный день, с инди-тандемом из Петербурга The Hox и коллективом InnerSpace из Екатеринбурга, исполняющим мелодичный женский поп-рок. «Нам удалось реставрировать целую субкультуру, в которой имеются восхитительные отступления, — это поколение талантливых молодых инди-групп, жаждущих жизни и откровенного диалога с миром, — говорит Александр Кушнир, — в эпоху жесткого кризиса традиционных СМИ мы представляем на суд критиков и экспертов модель идеального музыкального мира, который не наступит никогда. Мне очень приятно, что молодые команды не теряют оригинальности в музыке и остроты мышления. Кроме того, из года в год растет и уровень восприятия актуальной музыки зрителем. Значит, все это происходит не зря!»