Для начала — «Маскерад» проводился впервые. На старт фестиваля вышли все жанры — от драмы до кукольного спектакля, и все это — Лермонтов. Несколько «Маскарадов», один «Демон», «Герой нашего времени». В какой-то момент жюри было в замешательстве: как присуждать премии?
Ну, как может называться награда фестиваля, который весь составлен из спектаклей по лермонтовским произведениям? Конечно, «Герой нашего времени». Так и называли номинации: «Герой нашего времени — режиссер», «Герой нашего времени — актер», «актриса» и «художник»…
— Три приза ушло в Альметьевск, спектаклю «Ашик-Кериб»: по-моему, это абсолютный шедевр, он показывает, что никакие языковые преграды не являются помехой для того, чтобы получить удовольствие от настоящего искусства. Так вот, «Герой нашего времени — режиссер» — это Искандер Сакаев; актера лучшего мы тоже нашли в этом спектакле, и лучшим художником тоже стал сценограф «Ашик-Кериба». Актрису Пензенского драмтеатра Альбину Смелову назвали лучшей актрисой за спектакль «Герой нашего времени».
Следует заметить, что театр им. Луначарского — это драма, но со счастливым концом. Несколько лет назад он выгорел дотла, и если бы не приезд в город Владимира Путина, местные театралы навсегда лишились бы очага культуры. После отъезда главы государства были выделены средства, и буквально за два года драма восстановилась, как птица Феникс из пепла. Настолько театр стал хорош, что даже новобрачные считают своим долгом запечатлеться на фоне его новеньких интерьеров.
— Я очень рад, что в Пензе состоялась читка новой пьесы о бабушке Лермонтова — женщине властной, которая приглашает из Москвы гадалку, чтобы та переиначила судьбу ее внука, который стоит на пороге дуэли. Спектакль на двух актрис. Премьера прошла замечательно, и уже сейчас принято решение, что она станет еще одним спектаклем Пензенского областного театра драмы.
Украсила «Маскерад» не только театральная продукция: вокруг театра устроили книжные развалы с новинками и букинистическими изданиями. Практически нон-стоп в Пензенской драме крутили уникальные программы гениального рассказчика Ираклия Андроникова.
— Григорий, многие театралы верят в мистический характер лермонтовского «Демона», в то, что его постановка приносит театру несчастье. Неслучайно несколько лет назад Олег Меньшиков отказался играть «Демона», которого он репетировал с Кириллом Серебренниковым. Нет таких опасений?
— Много мистических совпадений не только с «Демоном», не только с «Маскарадом», но и с самой фигурой Лермонтова. Но, с одной стороны, мы никак не почувствовали мистического влияния, а с другой — когда приехали в «Тарханы», то неожиданно образовалась совершенно замечательная погода. Я не верю в мистические предзнаменования, но тут мне показалось, что Лермонтов таким образом говорит нам спасибо за искреннюю попытку подарить ему второе рождение.
— Но в следующем году у Лермонтова уже не круглая дата. Он по-прежнему будет главным в «Маскераде»?
— Нет, программа будет значительно расширена, будут другие авторы.