МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Главный приз «Киношока» уехал в Грузию

В Анапе вырос «Кукурузный остров»

23-й Открытый фестиваль кино стран СНГ, Литвы, Латвии и Эстонии «Киношок» в этом году ждало много испытаний. Некоторые оказались приятными — вроде одноименного фильма Александра Котта в основном конкурсе. Другие пугающими — настоящий ураган, обрушившийся на Анапу во время кинофорума.

Тамара Семина и в свои 75 способна потрясти аудиторию. Фото: Геннадий Авраменко

Морской берег после бури — зрелище зловещее, но завораживающее. Вокруг ни души. Пустые столики в кафе. Перевернутые лежаки. Вырванные из песка зонты. Там, где раньше загорали отдыхающие, теперь медленно тащится одинокий трактор. Но на каждый заброшенный марсианский пейзаж найдутся свои инопланетяне — гости «Киношока». Статус пришельцев им придали изменения в структуре и месте проведения фестиваля. Из обжитого пансионата на берегу моря, отрезанного от остального мира расстоянием и забором, фестиваль переехал в центр города. Ситуацию усугублял постоянный ледяной ветер. Правда, он не помешал Александре Ребенок, представлявшей фильм Михаила Угарова «Братья Ч», каждое утро использовать длинную береговую линию для пробежек. А Лянка Грыу, показывавшая сериал Андрея Кавуна «Шерлок Холмс», даже рада была непогоде — благодаря ей подвернулся шанс выгулять пижонские кожаные штаны. Остальных спасало разве что горячее кубанское гостеприимство. Его с лихвой испытали на себе Людмила Зайцева и Тамара Семина, в честь которых в Анапе заложили памятные звезды. А также Сергей Пускепалис, Борис Щербаков, Ольга Лапшина и другие гости фестиваля. За городом они могли наконец-то вести себя совершенно свободно. Срезать кисть винограда прямо с лозы на виноградниках. Говорить длинные тосты за не менее длинными столами в станице Гостагаевская. Наконец, достойно отметить 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова в Тамани.

В остальное время красивая, но по-хорошему пуританская набережная Анапы, патрулируемая отрядом полиции, явно вступала в диссонанс с праздничной атмосферой фестиваля. Своего пика этот диссонанс достиг, когда гостиницу разбудило шествие активистов, на всю округу горланивших: «Бог — это сила. Алкоголь — могила». Особенно иронично звучал лозунг «пиво — пойло для лохов», как назло, прозвучавший аккурат на следующее утро после официальной пивной вечеринки.

Где-то в параллельной реальности, несмотря ни на что, шли показы фильмов и бурные обсуждения. Еще перед «Испытанием» Александра Котта в конкурсе показали другой фильм, лишенный диалогов, — «Племя» Мирослава Слабошпицкого. В итоге бессловесное «Испытание» остроумно наградили за лучшую музыку, написанную Алексеем Айги, а «Племя» — куда более внушительным призом за режиссуру. Здесь же, на «Киношоке», несколько лет назад Слабошпицкий выигрывал гран-при короткометражного конкурса с фильмом «Ядерные отходы». Самое бурное обсуждение сопровождало показ черно-белой драмы Арсения Гончукова «Сын», перед «Киношоком» получившей главный приз фестиваля в Выборге «Окно в Европу». В Анапе Арсений ярко и образно описал трудности авторов независимого кино в России. В частности, актерам приходилось работать не только бесплатно, но и в условиях экстремального холода. Жюри фестиваля по достоинству оценило их труды, наградив Алексея Черных за лучшую мужскую роль. Лучшими актрисами стали Полина Пушкарук и Виктория Лобачева из фильма Ильмара Раага «Я не вернусь». Главный же приз «Киношока» отошел долгой и печальной притче «Кукурузный остров» грузинского режиссера Георгия Овашвили, до этого награжденной Гран-при Карловых Вар.

Самое же живое впечатление оставила программа короткого метра «Границы шока». В первую очередь фильм-победитель — документальная поэтическая драма Оксаны Бурой «Лиза, домой!» (Литва—Эстония). Главная героиня — маленькая девочка Лиза, запертая в собственном доме, как в клетке. Ей и целого мира мало, а взрослые ее будто не замечают.

Вспоминают о Лизе, только когда она опять убегает в лес, чтобы найти такую гору, которая исполнит все ее желания. Все повторяется раз за разом: Лиза убегает, ее ищут, она возвращается и снова растворяется в пустоте, в этих четырех стенах. И нет этому конца, как не видно края череде крупных, тучных облаков, уносящих вдаль и мечты маленькой девочки, и резкий окрик взрослых: «Лиза, домой!»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах